Новую работу Александра Велединского «Географ глобус пропил» хвалят критики, жюри кинофестивалей, коллеги режиссера. Теперь дело дошло и до зрителей в кинотеатрах.
Сюжет одноименной повести Алексея Иванова укладывается в несколько строк. Крепко пьющий геолог Виктор Служкин устраивается учителем географии к старшеклассникам, которые выматывают ему нервы на уроках. Ссорится с женой Надей. Не менее тяжело находит общий язык с многочисленными женщинами вокруг. Меланхолично наблюдает за лучшим другом Будкиным, спящим с его женой. Еще больше пьет, а в какой-то момент уходит с учениками в поход.
Не считая телепроекта Леонида Парфенова «Хребет России», Иванов до этого сталкивался с кино только раз, выступив в роли сценариста исторической драмы Павла Лунгина «Царь». Первая встреча вышла неудачной: Лунгин сценарий сильно изменил, сняв, по словам Иванова, фильм «о Герое Советского Союза митрополите Филиппе, а вовсе не о православном святом». Вторая встреча, экранизация «Географа», получилась успешнее. Иванов дал понять, что экранизация ему пришлась по душе. Хотя и на этот раз с литературным первоисточником кинематографисты обошлись достаточно вольно. Сценаристы очень упростили отношения между персонажами, самих персонажей, фактически сделали конспект романа. При этом в фильме достаточно и очень сильных эпизодов, которые заслуживают внимания и всяческого одобрения. Но в том-то и главная беда работы – хорошие эпизоды не удалось собрать в целостную хорошую картину.
Перед нами фильм, который снимался для того, чтобы поразить Европу. Задача выполнена на все сто. Канны, Венеция искренне восторгались «Географом». Тут все легко объяснимо. Фестивальное жюри любит удивляться тому, что вне ЕС делают подпольные аборты или пьют водку. У них, конечно, все не так. Или мир должен думать, что не так? Но сейчас не об этом. Мы знаем, что есть пьющие люди, есть даже сильно пьющие. Поэтому у нас не происходит невероятного открытия. Значит, нужно удивляться чему-то другому. Например, тому, как Константин Хабенский в очередной раз доказал, что его таланта хватит для того, чтобы сделать любой фильм популярным и смотрибельным. Ему веришь, даже в чем-то сочувствуешь. Но все-таки хочешь от него то ли больше благородства, то ли полного погружения в безвыходность. Но нет ни того, ни другого. «Географ» – некая зарисовка из жизни нескольких людей. Казалось бы, герои все разные, а итог общий.
«Географ» – неплохой фильм, скорее, даже хороший, но очень специфичный. Наблюдать за не вполне связанными между собой эпизодами, действие которых разворачивается в депрессивной обстановке, под силу не каждому. Тем не менее, эту работу можно отнести к условной категории «нестандартное кино», что уже само по себе интересно и достойно внимания.