В разные времена при различных событиях жизни человека, общества, страны музыка была чем-то парящим над головами толпы. Тем, что объединяло и будило те чувства, о существовании которых уже, казалось, некогда думать.
И в то самое время, когда стало непривычно холодно и грустно, своим мягким и проникновенным голосом Донецк приехал бередить Александр Васильев во главе группы «Сплин». Для многих он кумир детства, с ним прошла молодость, его песни помнят наизусть. Группа на сцене с 1994 года, за спиной – пик популярности, когда в конце 90-х песни «Орбит» без сахара», «Мое сердце» звучали повсюду. Группа из погруженного в туманный сплин города на Неве всегда выделялась на фоне отечественных рок-коллективов. «Сплин» – это отличная от всего другого музыка, задумчивая, философская. Тексты песен – фирменный росчерк кисти импрессиониста. За плечами у группы и масштабные рок-фестивали, успешное сотрудничество с братьями по музыкальному цеху, платиновые альбомы, которые слушала вся страна.
И вот третьего декабря настал тот вечер, когда со сцены прозвучало: «Добрый вечер, дорогие дончане! Сегодня с вами будет не группа «Сплин», а... «Обман зрения…» – поздоровался с заполненным до пределов залом ДМ «Юность» Александр Васильев, попутно вплетая в приветствие название последнего альбома группы «Обман зрения».
Первое, что бросилось в глаза – большое количество совсем молодых зрителей. Наверное, любому музыканту приятно выходить в зал, где собрались не только поклонники, «выросшие на его песнях», но и новые слушатели. В этот раз «Сплин» привез в Донецк программу из проверенных временем старых и новых песен, так что каждое поколение поклонников находило для себя что-то особенно близкое. Но на песнях Васильев не остановился. Давно известный своим талантом напоминать о стихах, Васильев исполнил песню на стихи Александра Башлачева «Петербургская свадьба», которая, кажется, и в новом веке не теряет злободневности.
Надо отметить, что необычность данного рок-концерта состояла в том, что все музыканты на сцене играли на инструментах сидя, включая самого Александра. Многим зрителям было трудно свыкнуться с таким форматом еще и потому, что музыка группы «Сплин» совсем не подходит для плавного раскачивания в кресле (разве что только во время баллад, которых было немало). Во время самых драйвовых партий казалось: еще чуть-чуть, и солист плюнет на все формальности и вскочит со стула (что все же случилось в финале концерта). И, бьюсь об заклад, у Васильева есть какое-то аномальное умение чувствовать зрителей: пружина концерта медленно раскручивалась и под аккорды «Выхода нет» зал, который на протяжении практически всего концерта старался преодолеть запреты охраны и подобраться поближе к сцене, взорвался и волной побежал к гостям, и поющего в микрофон не стало слышно из-за хора голосов. После 20 отыгранных песен, уставшие, но, кажется, довольные теплым приемом, музыканты щедро расплатились за него еще тремя песнями «на бис».
И вдруг все совсем стало неважно, перестали беспокоить проблемы. Каждый все равно получил то, за чем пришел – приятные воспоминания из своего детства и юности, самые дорогие, самые ценные.
Виктория АНТИПОВА