Европейская киноакадемия определила лучший фильм 2013 года. Это стало главной причиной написания обзора фильма Паоло Соррентино «Великая красота». По большому счету она стала и единственной. Очень уж противоречивая работа.
«Великая красота» – комедия нравов, переходящая то в сатиру, то в гротеск, то в откровенную карикатуру. Но одновременно это и признание в любви неистребимой красоте «вечного города». В фильме так много отсылок к «Сладкой жизни» Феллини, что начинает кружиться голова. Работа Феллини успела стать классикой итальянского кино, есть ли шансы у Соррентино достичь таких высот? Не уверена. Как говорят сами итальянцы, время великих уже прошло, теперь могут быть только талантливые.
Джепу Гамбарделле (Тони Сервилло) исполнилось 65, а свой первый и единственный роман он опубликовал 40 лет назад, когда юным и амбициозным приехал покорять Рим. С тех пор утекло много воды, Джеп превратился в завсегдатая светских вечеринок, отмеченных декадентским душком умирания и населенных тенями карнавальных персонажей Феллини. Он завзятый острослов, всегда готов к месту ввернуть цитату из Достоевского и Флобера. «Лучшие люди Рима – это туристы», – констатирует герой.
Когда-то Италия славилась изобразительным искусством, в XX веке дала миру великий кинематограф, а теперь гордится модными домами и пиццей.
Вместо великого искусства здесь бессмысленный акционизм: обнаженная актриса с серпом и молотом, нарисованными на причинном месте, с разбегу бьется головой о стену – Джепу смешны подобные спекуляции. Вместо религии теперь – эрзац: видные церковники выстраиваются в очередь в ожидании пророчеств от выжившей из ума старушки-миссионерки. Сам Гамбарделле с большей радостью предается воспоминаниям, а не пытается найти способ наслаждаться жизнью сейчас.
Наверное, главная проблема фильма в том, что, замахнувшись на величие, он не дотянул. Именно поэтому я не могу его рекомендовать. Слишком много в нем гротеска, неоправданного эротизма, грубости и даже пошлости. Это европейское кино, американскому зрителю оно вряд ли придется по душе.
Возможно, только андеграундные тусовки его посмотрят и даже одобрительно покачают головой – все-таки Европейская киноакадемия оценила, а мы что же, глупее или менее богаты духовно. Это одна из тех работ, в которой при желании можно найти глубокий смысл, а с другой стороны, его там может и вовсе не быть. Но все-таки после просмотра не остается ощущения, что все это было сделано просто ради провокации. Да и режиссер не какой-нибудь выпускник кинокурсов, желающий первой же своей работой шокировать мир. Очень ясен посыл – некогда великий город превратился в тусовочную площадку для людей, которые больше кажутся чем-то, а не являются этим на самом деле. И очень хорошо, что это лишь маленькая часть римского да и вообще итальянского общества. Ведь по-прежнему на улицах этого, как и любого другого города, можно найти искренне смеющихся людей, влюбленные пары, мудрых старичков. Пожалуй, «Великая красота» – это достойный внимания, но очень специфичный и грустный фильм.