Съезд начался с минуты молчания в память о людях, погибших в результате столкновений в Донецкой области. После этого перед участниками выступали народные депутаты, мэры городов и депутаты местных советов ряда городов и районов области.
Одним из наиболее эмоциональных выступлений, которое встретило горячую поддержку зала, отметилась народный депутат Елена Бондаренко. Она рассказала делегатам о своей встрече с митингующими, которые занимают здание Донецкой областной государственной администрации. По ее словам, люди «стоят там за свои права и свободы».
«Их не замечают, в крайнем случае, делают вид, что не замечают. Посмотрите на наших политиков, на наших политических оппонентов, которые не слышат Донбасс – одна, прилетев в Донецк, дала интервью прямо в аэропорту и улетела, второй – приехал, сказал, «Я не хочу разговаривать с этими людьми…», – отметила народный депутат, добавив: «Они (активисты, захватившие ОГА – Прим. ред.) стоят за единственную политическую силу, которая представляет Донбасс и которую наши политические оппоненты сейчас пытаются задавить».
Вместе с тем, Елена Бондаренко обвинила центральную власть и политических оппонентов Партии регионов в том, что они не прислушиваются к голосу тех, кто с ними не согласен.
«Нас не хотят слушать, они бьют народных депутатов, они обвиняют нас в захвате зданий, забывая о недавних событиях в Киеве. Получается, что мы никому не нужны. Ни в одной нормальной стране не бьют кандидата в президенты, ни в одной нормальной стране люди не боятся идти работать в избирательные комиссии», – заявила Бондаренко, призвав депутатов «не бояться встречаться со своими избирателями и разъяснять им свою позицию».
После окончания Чрезвычайного съезда на вопросы журналистов ответили народные депутаты Борис Колесников и Николай Левченко.
Борис Колесников отметил, что из всех требований митингующих «только одно требует референдума – это изменение статьи 10 Конституции Украины «О государственных языках».
«Наш план действий таков – мы предложим всем фракциям, которые будут голосовать за изменения в Конституцию, подписать меморандум, согласно которому будет принято решение о децентрализации и бюджетной автономии.
После этого мы соберем триста подписей народных депутатов для проведения референдума на законных основаниях». Кроме того, власть должна обеспечить амнистию для участников массовых акций, по аналогии с той, которая была применена для активистов Майдана», – заявил депутат.
Я думаю, у власти хватит ума и терпения для того, чтобы найти мирный путь решения конфликта – ни в коем случае нельзя допустить жертв. Нет ни одного пункта, который невыполним, ни в нашей резолюции, ни в требованиях жителей Донбасса...»
Борис Колесников
Борис Колесников
Отвечая на вопрос журналиста газеты «Жизнь» о возможном силовом сценарии, Борис Колесников сказал: «Я думаю, у власти хватит ума и терпения для того, чтобы найти мирный путь решения конфликта. Потому что конфликт, как со стороны правительства Януковича (ему было достаточно 30 ноября выгнать министра внутренних дел или все правительство за провал экономической части соглашения с ЕС, но он затянул конфликт и получил жертвы), так и здесь: ни в коем случае нельзя допустить жертв. В требованиях жителей Донбасса ничего нет невыполнимого: это децентрализация – отдайте власть на места, бюджетная автономия – оставьте деньги, которые заработаны здесь, на местах. Власть же отвечает, что мы дотационная область. Если так – оставьте, мы сами разберемся. Нет ни одного пункта, который невыполним, ни в нашей резолюции, ни в требованиях граждан».
Журналисты газеты «Жизнь» попросили исполняющего обязанности председателя областного совета Игоря Коваля прокомментировать политическую ситуацию в регионе и события, связанные с захватом здания областного совета и администрации.
«Главной причиной, по которой мы решили собрать этот съезд, – неуверенность людей в завтрашнем дне, что и приводит к различным радикальным действиям.
Что же касается захваченных административных зданий – то на данный момент мы не можем сказать, будут ли они освобождены. У нас нет взаимопонимания, нет контакта с Киевом. Мы не понимаем их действий, и это очень настораживает. Поэтому наша главная задача – чтобы нас услышала центральная власть.
Мы не придерживаемся сепаратистских взглядов, не поддерживаем отсоединения и выступаем за единую и целостную страну. Но при этом мы хотим, чтобы мнение и требования всех жителей нашего региона были услышаны. Это признание статуса русского языка, повышение полномочий местных органов власти, выборность губернаторов, федерализация бюджетов, чтобы большая часть денег, заработанных нами, оставались на местах.
То, что эти требования не слышат, и приводит к противоправным действиям, к нарушению Конституции».