Инспекция оценивает риски
Напряженная работа над государственным бюджетом, а впоследствии и над финансовыми планами городов и районов области, стала одной из главных тем последних недель уходящего года.
В связи с этим корреспондент газеты «Жизнь» решил поинтересоваться, насколько эффективно использовались средства действующего бюджета, у начальника Контрольно-ревизионного управления в Донецкой области Олега Соколова.
Олег Анатольевич, сейчас контрольно-ревизионное управление проходит этап реорганизации, конечным итогом которого должно стать создание Финансовой инспекции. Какие задачи поставлены президентом перед новой структурой?
Действительно, на государственном уровне уже создана Финансовая инспекция. Донецкая область также идет по пути реорганизации.
Главная задача всех этих процессов – сделать работу службы более эффективной. Для этого президент, подписывая положение о создании Государственной финансовой инспекции, расширил полномочия данного государственного органа. Точнее, можно сказать, что часть полномочий были упорядочены и к ним добавились дополнительные функции.
Это позволит нам более эффективно и системно проверять, как были использованы средства бюджета. Одним из таких изменений стало наделение фининспекции правом проверять фонды социального страхования, чего не было ранее. Также теперь мы сможем отслеживать движение средств из данных фондов и на предприятиях, которые ими воспользовались. Кроме того, нынче объектами контроля за использованием бюджетных средств будут не только предприятия, непосредственно их получившие, но и их подрядчики по всей цепочке, пока не будет ясно, куда и как в конечном итоге были израсходованы бюджетные средства.
Вопрос эффективности работы инспекции имеет непосредственное отношение и к ее структуре. Так, в Донецкой области из 28 контрольно-ревизионных отделов будет создано 8 межрайонных финансовых инспекций, что позволит оптимизировать структуру самой службы и повысить ее эффективность.
За 11 месяцев в бюджет по результатам проверок КРУ было компенсировано 200 миллионов гривен. Половина из них приходится на угольные предприятия области, следом за ними идут дорожное строительство и ЖКХ.
Также в процессе реорганизации и в дальнейшей работе будет уделяться максимальное внимание публичности. Результаты всех завершенных контрольных мероприятий с информацией о размере ущерба, нанесенного государству, и лицах, ответственных за это, будут становиться достоянием общественности, потому нам чрезвычайно полезна поддержка СМИ.
КРУ является одним из неотъемлемых элементов реализации инициативы президента Виктора Януковича, направленной на борьбу с коррупцией и повышение эффективности использования бюджетных средств. Как выстраивается эта работа в Донецкой области?
Для нас в этом отношении можно выделить две составляющие. С одной стороны – профилактика коррупционных деяний среди наших работников. Не секрет, что в 2010 году был ряд резонансных дел, в которых фигурировали сотрудники КРУ в Донецкой области. Сам факт неотвратимости наказания за коррупционные действия уже стал весьма серьезной профилактической мерой, и нынешний год мы прошли без подобных эксцессов. Кроме того, в состав областного КРУ была введена должность юрисконсульта по вопросам предупреждения и противодействия коррупции. Данный специалист не только разъясняет нашим работниками особенности применения нового антикоррупционного законодательства, но и сопровождает проведение наиболее резонансных проверок.
С другой стороны, специфика нашей работы заключается в том, что руководители и ответственные лица предприятий, фигурирующие в проверках, распоряжаясь бюджетными средствами, могут стать участниками коррупционных процессов. Примеров тому может быть много. Необоснованное предоставление преимущества тому или иному поставщику при проведении тендера на закупку товаров или услуг за бюджетные средства. Завышение объемов выполненных работ – «хорошо», если можно так сказать, когда человек подписал акт приема работ, не соответствующий оплате, по незнанию тонкостей строительных технологий, а если за этим кроется материальная заинтересованность? В ряде случаев необходимо проводить расследование на предмет коррупции и передавать документы в правоохранительные органы. В таких вопросах консультации юрисконсульта также становятся очень актуальными.
Должное внимание мы уделяем профилактике нарушений. На большинстве крупных предприятий работают наши сотрудники, которые оценивают уровень риска операций с использованием бюджетных средств, информируют о своих выводах руководство предприятия, областное управление КРУ и соответствующее министерство. При этом мы не запрещаем напрямую заключать ту или иную сделку. Однако при последующей ревизии данные вопросы будут предметом наиболее пристального внимания. Существует также система мониторинга крупных тендерных закупок, когда использование больших объемов средств из бюджета становится объектом внимания КРУ.
Донецкая область имеет свою специфику. В частности, особое внимание вашей службе наверняка приходится уделять финансовым процессам на угольных предприятиях области, получающим серьезные средства из бюджета в качестве господдержки. Как строится работа по выявлению и, что еще более важно, предупреждению финансовых нарушений на предприятиях угольной отрасли и в других сферах жизнедеятельности региона?
Действительно, данному направлению у нас в области уделяется большое внимание. В областном управлении КРУ даже был создан отдел, единственный в Украине, специализирующийся на работе с угледобывающими предприятиями. Туда собрали лучших специалистов, имевших опыт работы на шахтах, – от маркшейдеров до специалистов по качеству угля. Интенсивность работы этого отдела на сегодняшний день в области самая высокая. Так, из 200 миллионов гривен, которые были компенсированы в бюджет после проверок КРУ, 100 млн. грн. приходится как раз на угольные предприятия. После угледобычи по количеству нарушений идут дорожное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, куда также вкладывается много бюджетных средств.
Должное внимание уделяется профилактике нарушений. На большинстве крупных предприятий работают сотрудники КРУ, которые оценивают уровень риска операций с использованием бюджетных средств.
Кроме того, правоохранительные органы часто привлекают наших сотрудников, имеющих опыт работы со сметами в строительной и финансовой сфере, в качестве экспертов. В результате такого сотрудничества только в текущем году было возбуждено 20 уголовных дел, тогда как по поданным нами документам возбудили 80 уголовных дел.
Если говорить о критериях оценки работы управления, что ставится во главу угла: количество выявленных нарушений, возмещенных средств или же снижение просчетов и повышение финансовой дисциплины предприятий, работающих с бюджетными средствами?
На самом деле оценка системы эффективности нашей работы включает в себя более 80 различных показателей. Если говорить более обобщенно, то о результатах работы КРУ можно судить по количеству обревизованных средств и проведенных проверок. Говоря о выявленных нарушениях, следует отметить, что здесь самое важное – не сам факт нарушения, а вопрос компенсации неэффективно потраченных средств в государственный бюджет. Кроме того, мы всегда оцениваем свою работу с точки зрения экономической эффективности ее для государства, учитывая в том числе и средства, затраченные на содержание инспекции. Как мы уже говорили, оптимизация структуры является частью процесса реорганизации, проводимого сейчас. Она позволит нам уйти от содержания ревизионных отделов, которые не могли обеспечить даже окупаемость своего содержания, занимаясь проверками сельсоветов, чтобы выявить за 30 человеко-дней нарушений на 1,5 тысячи гривен.
Мы стараемся уйти от этого и создать рискоориентированнную систему, где эффективность работы наших инспекторов была бы значительно выше. К тому же, уделяя повышенное внимание таким рисковым направлениям, мы работаем в том числе и на профилактику правонарушений.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ