Себя показать
Правила этикета, призванные помочь «не потерять лицо» на светском приеме, премьере спектакля или среди большого скопления людей искусства, в наше время отвергаются все чаще. Донецкая публика предпочитает выбирать свои, персональные правила поведения в обществе. При этом за дверью театра или музея остаются нравственность, совесть и человеческий облик. Корреспондент «Жизни» сделал некоторые наблюдения за донецкими зрителями и очень надеется, что, прочитав об этом, многим захочется стать культурным и воспитанным человеком, а не вульгарным посмешищем в глазах общества.
У аппарата
Как показывает практика, вывеска «Выключайте, пожалуйста, мобильные телефоны» зачастую является «слепым пятном» в поле зрения человека. Понимая это, администрация театров отправляет просьбу в массы в виде голосового сообщения. Однако и это не приносит ожидаемого результата. Поэтому в последнее время стало модным перед каждой из театральных постановок отправлять на сцену человека, который лично обращается с просьбой к сидящим в зале: «Уважаемые зрители, просим вас на время спектакля отключить мобильные телефоны».
На моей памяти был случай, когда во время симфонического концерта рингтон мобильного с легкостью «перекричал» сначала три скрипки, а затем и весь оркестр. А человек, поднявший трубку, своему собеседнику удосужился сообщить: «Нет, я не занят».
Должно быть, эта категория людей никак не может уразуметь: посторонние звуки мешают не только зрителям, но также артистам или музыкантам.
И пусть весь мир подождет
Согласно правилам этикета на спектакль следует приходить за 15-20 минут до его начала. Этого времени с лихвой хватит на то, чтобы раздеться, приобрести программку и пройти на свое место.
Но с данным пунктом правил хорошего тона знакомы не все. Обязательно найдется тот, кто не успел прихорошиться к началу спектакля. И вместо того, чтобы тихонько пройти на указанное в билете место, человек будет заливаться смехом (благо, если при этом он не станет оправдываться: «Ой, а опоздали-то всего на 10 минут!»), наступать людям на ноги и еще долго-долго усаживаться поудобнее.
И как только вы сосредоточитесь на спектакле, с выходом на театральную сцену артистов в зале непременно кто-то начнет кашлять.
Не удивляйтесь, что голову снова придется повернуть в сторону опоздавшего человека: да-да, именно он не пожалел выплеснуть на себя парфюм. А если этим человеком окажется женщина, да еще и в трехэтажной шляпе – ее бенефис состоялся.
Столик на двоих
Вечерний город, любимый человек рядом, радость встречи… Что еще для счастья надо? Конечно же, набить желудок. К услугам дончан бесконечное множество ресторанов и кафе, баров и ночных клубов. Но душа просит зрелищ. Судя по всему, в этом кроется причина повального обжорства в кинотеатрах.
Однажды пара в возрасте 30-35 лет расположилась поудобнее в соседних креслах и стала доставать из пакета принесенные с собой вкусности. И тут моя челюсть стремительно плюхнулась на пол: вместо привычных чипсов и сушеных колечек кальмара на колени были выгружены пластиковые тарелки с шашлыком, луком и петрушкой. А кетчуп чили еще долгое время кружил перед глазами. Был созван пир на весь мир!
На премьере другого фильма за полуторачасовой киносеанс фраза «Спрячься, урод», которую мой сосед слева адресовал персонажу на экране, звучала 16 раз. Ее проговаривание сменялось безудержным смехом, чавканьем и озвучиванием моментов стрельбы. Попрактиковаться в разговорном жанре в кинотеатры стекаются любители из всех районов города. Хочется пожелать каждому из них мудрых мыслей, искрометного юмора и осипших голосов.
Понты – бессменный хит сезона
Казалось бы, нечему уже удивляться, но люди в очередной раз убеждают в обратном. Представьте ситуацию: в Донецк приезжают знаменитые и не менее заслуженные артисты России, цены на билеты варьируются от 450 до 2500 гривен, а в зале театра – небывалый аншлаг, для зрителей установлены дополнительные места. На театральной сцене происходит занимательное действо, а молодая пара в партере не унимается. Девушке настолько скучно, что она пристает с поцелуями к своему кавалеру, откидывается на спинку стула, а через минуту в очередной раз лезет поправлять свои сапоги. Кавалер же чередует громкий монолог и элементы массажа с настойчивым храпом.
Такая невоспитанность приводит в недоумение: как можно так себя вести?! Однако все проясняет сидящая рядом женщина, которая в телефонном разговоре отмечает: «Прикинь, а я в театре на Безрукова смотрю!».
Спектакль подходит к завершению – в послужном списке понтов на один плюсик больше. Кроме того, это удачный повод в ближайший месяц услышать от знакомых: «Дружище, да ты крутой!».
Наталья ЛЕХАН