Почему Россия не уступает по газу?
Интересный документ появился на днях, в разгар скандала между Россией и Украиной. Формально он не имеет отношения к главной теме спора – недобору российского газа, но если присмотреться, все встает на свои места.
Речь идет о Программе освоения Ямала. Очень дорогая программа – миллиарды рублей. И это в условиях, когда китайский «проект века» провалился, а затоваренные газом американцы размышляют, как бы спихнуть собственное добро в Европу по бросовым ценам. Тут волей-неволей начнешь бить своих, чтобы чужие боялись. Но к добру ли это?
Если почитать хронику газовых переговоров, то почти в каждой статье можно найти фразу о том, что камнем преткновения дискуссии являются объемы потребляемого Украиной в год российского газа. Мы ставим вопрос о том, что их надо снижать «по запросу», россияне не соглашаются.
Некоторые коллеги-журналисты утверждали, что на самом деле вопрос объемов второстепенный, и в переговорах главное – ГТС. Но сейчас, когда закрытая информация выплескивается наружу, становится очевидным, что дело именно в количестве.
Согласно контракту от 19 января 2009 года, в отношении Украины действует крайне негуманное правило: «Бери или плати». Мы должны в обязательном порядке оплатить предусмотренные контрактом 52 млрд. куб. м вне зависимости от того, сколько «съедим в натуре».
Причем за недобор полагаются еще и штрафные санкции. Применять их или не применять – вопрос исключительно доброй воли «Газпрома». В соответствии с документом, минимальный объем импорта, до которого «Нефтегаз» может позволить себе безнаказанно опуститься, – 33,3 млрд. куб. м. За этот объем он должен заплатить, независимо от того, выбрал газ или нет. В то время как Украина нуждается лишь в 27 млрд. куб. м российского газа на нынешний год.
Обязательный объем потребления – еще большая «свинья» по сравнению с базовой ценой на газ. Цену можно выторговать, но объем россияне не дают снижать ни в какую. А на выходе получается, пардон, фигня: 52 млрд. куб. м по $250 за тысячу кубов – больше, чем 27 млрд. куб. м по $420. Какой нам в таком случае смысл добиваться цены в $250, отдавая ГТС, если мы все равно ничего не выигрываем? Неудивительно, что когда «Газпром» отказался снижать объемы поставки газа, переговорная дискуссия переросла в публичную перепалку, а подписание нового контракта отодвинулось на неопределенный период.
Почему же «Газпром» так вцепился в объем поставок газа? Одна из причин – Китай. Летом Москва уговаривала китайцев подписать «контракт века» на поставки 68 млрд. куб. м газа в год. Но в Пекине не собирались платить за газ ни по $350 за тыс. куб. м, ни тем более по $500 за тыс. куб. м. Они вообще хотели по… $100 за тыс. куб. м. Что на выходе означало $250 за тыс. куб. м.
Шесть раундов переговоров (по несколько месяцев каждый) закончились формулой «псу под хвост». Соглашение так и не было подписано. Для «Газпрома» это оказалось большим ударом. Каким именно – рассекретила газета «Труд». Комментируя переговорное фиаско с Китаем, в издании проговорилось о том, что Россия осуществляет гигантские инфраструктурные проекты. Гигантскими темпами идет разработка новых месторождений. Куда же девать добываемый газ, если Китай отказался? Как куда – закормить Украину и Европу до полусмерти.
Но впихивать газ европейцам, словно кашу в рот непослушному ребенку, долго не получится. Евросоюз планирует к 2035 году довести долю возобновляемых источников энергии в электроэнергетике до 40% (газ будет лишь на втором месте). Газета «Труд» по данному вопросу скорбно констатировала: «В ходе кампании по размонополизации Европы был принят так называемый Третий энергетический пакет. По сути, этот документ усложняет работу российских газовиков на территории Евросоюза – и в части строительства и эксплуатации газопроводов, и в части доставки газа потребителю, и даже в вопросе заключения долгосрочных контрактов (они необходимы как гарантия того, что новые месторождения разрабатываются не зря)…».
И тут мы возвращается к обнародованному на днях документу под названием «Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал» (часть Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года).
Согласно Стратегии-2020, освоение полуострова будет осуществляться путем создания трех промышленных зон. Первая группа – Бованенковская, вторая – Тамбейская и третья – Южная группа. Суммарная добыча только природного газа в трех промышленных зонах превысит 300 млрд. куб. м, а в перспективе – 360 млрд. куб. м в год. Это – более половины всего добываемого природного газа в России.
Масштабные работы на Ямале обойдутся «Газпрому» в рекордные инвестиционные расходы. Крупнейшая российская компания потратит 4 трлн. руб. в 2012-2014 годах на Ямал, газопровод от Якутии до Владивостока и подготовку к запуску «Южного потока». По текущему курсу это $125 млрд., что всего на $400 млн. меньше, чем биржевая стоимость всего «Газпрома». В общем, круто замахнулись ребята, ничего не скажешь.
Тем временем в США развернулась новая лихорадка: на сей раз не золотая, а сланцевая. В 2011 году добыча газа в США выросла на 10% (к тем 40% прибавки, что было годом раньше) и может увеличиться еще на 4% в 2012 году. Это привело к избытку предложения газа и падению цен на 32%.
Нынешняя цена газа в Америке составляет $2 за 1 млн. БТЕ (около 28,26 кубического метра), что соответствует примерно $71 за тыс. куб. м. Для сравнения, российский потребитель платит за газ $126 за тыс. куб. м, а украинский – более $400.
На сегодняшний день американцы добывают газа больше, чем россияне, но у них нет возможности его широко экспортировать. Как отмечает российский аналитик Денис Борисов, практически весь добываемый в США газ идет для внутреннего потребления и не доходит до Европы. Угрозу для газовой монополии представляет возможность строительства крупных экспортных терминалов сжиженного природного газа (СПГ). Если экспорт будет налажен, то это негативно скажется на ценах для добывающих компаний, то есть они пойдут вниз.
Впрочем, по данным «The Financial Times», повод для тревоги у россиян уже есть: в октябре 2011 года британская BG Group подписала первый долгосрочный контракт на закупку американского газа. Поставлять его будут на терминал, построенный под СПГ из Катара.
Таким образом, пока «Газпром» вкладывает все свои ресурсы в раскапывание замерзшего Ямала, американцы, не особо напрягаясь, заползают на его территорию – европейский рынок.
Глобальный вывод из происходящего сделал американский стратег российской компании «Тройка Диалог» Крис Уифер: «Большинство инвесторов видят, что Россия буквально проклята высокими ценами на нефть и газ. Ей будет плохо, если цены пойдут вниз, и не менее плохо, если цены пойдут вверх. Это наследие того, что страна не извлекла все преимущества из экономического возрождения в период с 2000 года», – говорит он.
Мысль Уифера развивает обозреватель «The Financial Times» Нил Бакли. Он считает, что, если российский газ не будет продаваться в определенном объеме и страны смогут найти альтернативные источники, РФ ждет быстрый экономический коллапс.
В таких выводах нет ничего нового. После отказа Китая подписывать «контракт века» Россия действительно оказалась в сложном положении. А тут еще американцы начали торить дорогу на европейский рынок.
Позволить «Нефтегазу» в одностороннем порядке пересмотреть в свою пользу условия контракта «Газпром» не может. Тогда каждый партнер сможет сделать то же самое в уведомительном порядке. В Европе действует прецедентное право. И Москва стремится не допустить прецедента.
Но, с другой стороны, мы не виноваты, что они так бездарно провалили переговоры с Пекином. И что американцы выкопали у себя такое огромное количество сланцевого газа. Тем более не наша проблема, какие инвестиционные проекты запланировал себе «Газпром» и сколько он собирается потратить на новые месторождения в Ямале.
Украина слишком бедная страна, чтобы оплатить хотя бы часть столь глобальных проектов. Бедная, но упрямая. Вот уже 10 дней, пока мы традиционно собачимся с «Газпромом», потребление российского газа снижено на треть. А вот отбор из ПХГ вырос. Кто первый не выдержит клинча, станет ясно уже очень скоро.
Егор СМИРНОВ