Я хотела бы стать предпринимателем, работать легально и платить налоги. После регистрации фирмы я бы наняла десять специалистов и платила им зарплату в 8000 гривен каждому. Я бы создала все условия: прекрасный офис, работа с 9 до 18 с перерывом на обед, два выходных дня. Но я не сделаю этого.
Во-первых, я не стала бы нанимать женщин, хотя вы и посчитаете это дискриминацией.
Женщины рожают детей, а работа стоит. Запретить им рожать я не могу. А мир бизнеса очень жесток – тут каждый день на счету. Я не говорю о профессионализме. Но если беременная начнет работать спустя рукава, я не смогу ее уволить (ст. 184 КЗоТ). Я не могу одним своим решением перевести ее на другую работу или отправить в командировку (ст. 33, 176). Не могу заставить ее отработать две полные недели, если вдруг она решит уволиться раньше (ст. 38). Если она решит работать меньше, я тоже не смогу ей отказать (ст. 56). Наконец, я теряю работника на весь декретный отпуск, а это – минимум четыре месяца! Мне придется дать ей обычный ежегодный отпуск вдобавок к отпуску по беременности и родам, даже если она проработала в моей фирме всего несколько дней (ст. 180). Потом три года, пока она воспитывает ребенка, я должна держать для нее место. Это значит, что я не смогу нанять квалифицированного работника вместо нее: кто пойдет в штат, если перспективы карьерного роста туманны? Когда женщина, наконец, приступит к исполнению своих обязанностей снова, у меня окажется один лишний подчиненный. Кого-то нужно будет уволить. В общем, в компанию лучше нанимать сотрудников мужского пола – так меньше проблем.
Я бы хорошенько подумала, нанимать ли людей старше 50 лет. С одной стороны, это опытные кадры, которые заслуживают хорошей зарплаты. С другой – с годами у них снижается инициатива, работоспособность, желание учиться новому. В Украине, к счастью, нет закона, который запрещал бы увольнять людей предпенсионного возраста, поэтому я бы трудоустроила такого человека, но только в крайнем случае. Куда выгоднее нанимать мужчин 25-50 лет. Если такой работник и не может справиться со своей работой, я не вправе уволить его просто так. Даже опоздание не всегда является причиной увольнения.
Теперь вспомним о зарплатах и налогах. Предположим, я нанимаю десять сотрудников. Я бы платила каждому по 8000 гривен в месяц. Но часть этой суммы работнику придется отдавать государству. По "усовершенствованному" в 2011 году Налоговому кодексу из зарплаты каждого работника 18,6% (15% – налог на доходы физлиц + 3,6% удержания), или 1488 гривен идут в бюджет. То есть работнику достанется на руки всего 6512 гривен.
Но и это еще не все. Мне придется добавить по 36,7% к каждой ставке, чтобы заплатить все социальные взносы. Это 2936 гривен на каждого, или 32 296 гривен со всех 11 работников в месяц. Вместе с зарплатами общая сумма расходов на персонал в месяц составит 120 296 гривен. При этом мой сотрудник будет получать те же никудышные услуги от государства, что и остальные. Хотя налогов он заплатит гораздо больше среднего украинца. Теперь вспомним о стартовом капитале. Обычная украинка, к которым себя отношу и я, зарабатывает не так много. Откладывать деньги с зарплаты у меня не получается.
Средняя зарплата в стране всего 2-3 тысячи гривен: где-то чуть больше, где-то меньше. Выходит, мне придется брать кредит на создание бизнеса под залог квартиры или дачи, которые достались мне по наследству. Отдавать такой кредит я буду лет 15, не меньше. Думаю, 640 000 гривен на мое предприятие должно хватить. Но еще не всякий банк даст деньги на бизнес, который существует только в проекте. Да и отдавать, учитывая проценты, придется гораздо больше. Другой вариант – продать недвижимость и получить деньги сразу. Но это слишком рискованный шаг: бизнес может оказаться провальным, к тому же придется потратиться на аренду жилья.
Для работы мне нужен офис.Аренда приличного офиса не в центре обойдется примерно в 16 000 гривен в месяц с коммунальными услугами. Добавим 120 296 гривен на персонал. Уже набегает 136 296 гривен расходов в месяц. Выходит, доход должен быть выше этой суммы, чтобы моя фирма процветала, несмотря на неудачные дни, кризисы и сезонные неурядицы. Вряд ли все это будет интересовать подчиненных. Давайте также подумаем и о прибыли. Если я и все мои люди будут работать добросовестно, без болезней, перекуров, "воспалений хитрости", – в месяц получится около 1500 часов труда. Таким образом, чтобы выйти "в ноль", цена услуг компании должна будет составлять 91 грн./час. Как я уже говорила, я взяла крупный кредит в банке, поэтому работа без прибыли невыгодна ни для меня, ни для моего бизнеса. По этой причине свои услуги я буду продавать за 180 гривен в час, с учетом НДС (20%) и налога на прибыль (23%). Оставаться-то у меня будет только 11,6 гривны в час после вычета всех затрат (налоги, персонал и аренда офиса). В месяц это составит (при условии работы без простоев) 17 400 гривен. Часть этих денег уйдет и мне на зарплату. Себе как начальнику я буду платить больше, чем подчиненным. Допустим, 8000 гривен на руки чистыми. То есть государству надо будет отдать еще около 4970 гривен сверх этой суммы в виде всех налогов и сборов (как со стороны наемного работника, то есть меня, так и из фонда заработной платы). В итоге у фирмы останется только 4430 гривен в месяц чистой прибыли. Если я собираюсь заняться производством, то часть этих денег пойдет на закупку сырья. Лучше, если я буду продавать услуги, то есть знания и умения своих подчиненных. Я буду работать не покладая рук, гораздо больше, чем мои подчиненные, ведь у них нет кредита. А мной руководит чувство страха потерять сразу все: и квартиру, и свои деньги. Даже если мой личный заработок будет составлять 8000 гривен чистыми, примерно половину этой суммы я буду тратить на выплаты по кредиту. И так на протяжении 15 лет! На оставшиеся крохи – заметно меньше, чем у моих сотрудников – я буду жить. Но и после того, как я рассчитаюсь с банком, я не стану миллионером. Я буду получать чуть-чуть больше своих сотрудников и при этом нести полную ответственность за свое предприятие. Еще неизвестно, как пойдет дело. Вот почему я не буду создавать свой бизнес в Украине и не дам вам работу. Только самые рисковые в нашей стране работают честно. Поэтому нет рабочих мест, люди мало покупают и живут бедно. В бюджет поступают крохи, а медицина и образование влачат жалкое существование.
Я начну свое дело, если:
– смогу уволить сотрудника тогда, когда захочу;
– НДС упадет до 15%;
– общая нагрузка на зарплату не будет превышать 30% (хотя и это многовато);
– рост моей прибыли не будет сопровождаться ростом отчислений в бюджет;
– власть будет жестоко наказывать коррупционеров и тех, кто ведет бизнес не по правилам.
Екатерина ВОЕВОДСКАЯ