Правительство бросилось на поиски толковых и аполитичных руководителей для полусотни государственных предприятий. Тотальная распродажа отменяется? Но если да, то откуда взять 17 млрд гривен, уже заложенных в бюджет страны как доход от приватизации? А если не отменяется, то к чему этот директ-кастинг?
Лечить или продать?
Украинские адепты «новой волны» приватизации перенесли сие действо на 2016 год. Недавний глава Минэкономразвития Айварас Абромавичус напомнил тогда в Раде, что процесс тормозят зависшие законопроекты. А распродаваться таки надо, ибо три тысячи госпредприятий (из которых пытается работать всего тысяча) — зело много для Украины. Если рассматривать понятие «годовые убытки с учётом упущенной прибыли» — это 100 млрд грн. Надо отстранить олигархов от приватизации и поискать профильных инвесторов! И констатировал, что управляется госсектор крайне неэффективно.
Засим евроминистр махнул рукой на Украину и ушёл. Ну а наш госсектор, во многом похожий на секту со своими догмами, пасторами, приходом и десятиной неизвестно кому, остался. И вдруг там начало происходить нечто, явно направленное на изменение ситуации к лучшему. К чему бы это?
Маловероятно, что политикум услышал мнение украинцев, половина из которых считает, что приватизировать поголовно весь список предприятий не стоит. Одна шестая часть опрошенных, кстати, сказала, что надо продать две трети госсобственности, и лишь один сомнительный процент ответил, что сбывать в частные руки нужно всё-всё.
Передумали передумывать
В общем, не раскрывая всех карт, в Кабмине жутко озаботились клановостью и политизированностью управляющих государственными активами. «Все топовые компании должны получить новых независимых директоров. Ни премьер, ни министр не должны руководить госкомпаниями!» — заявил премьер Яценюк. И добавил: «Я уже не говорю о фракциях или конкретных депутатах. Это нарушение закона, политическая коррупция, которую мы не потерпим».
Для начала правительство озаботилось поиском новых директоров для «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». Потом исполнило мечту Абромавичуса: деполитизировало корпорат НАК «Нафтогаз Украина». Правда, получилось это как-то с краю, ведь принцип партийного квотирования органов управления предприятия остался.
Но тут подкатила очень приятная новость, почти сюрприз: балансируя на краю приватизации, первая сотня госкомпаний сократила свои убытки почти на 90 %. Почти переболел убыточностью национальный акционер «Нафтогаз Украины», снизив её в 7 раз. Стоит ли уточнять, что это достигнуто приведением в «рыночное состояние» тарифов на газ для населения и промышленности?..
Другие же крупные представители госсектора по итогам 9 месяцев прошлого года показали около 2 млрд грн прибыли. На фоне постоянных убытков (в 2014-м — 12 млрд грн) это вообще — сенсация. Данные подбиты без показателей «Нафтогаза» и «Укрзализныци» (это вообще отдельная от приватизации тема).
Вырос результат работы морских портов: прибыль 3,5 млрд грн против прежних 1,5 млрд грн. В частности, «Южный» получил 795 млн грн прибыли против 380 млн грн прошлогодних убытков. Одесский припортовый завод впервые за 4 года фиксирует 205 млн грн прибыли. «Турбоатом» заработал 1,2 млрд грн (в прошлом году было 637 млн грн убытка). Убыточными остаются разве что угольные компании.
Итак, совокупный чистый доход госкомпаний ТОП-100 вырос на 37,4 % и составил 160 млрд грн. Примерная стоимость портфелей их активов — уже почти 984 млрд грн, подешевение составило 2,6 %, из-за проседания балансовой стоимости наших нефтегазовых «флагманов». Только вот долговые обязательства госсектора выросли до 178,7 млрд грн ( в среднем около трети стоимости собственного капитала).
Легионеры рулят
К чему все эти цифры? Для общей картины будущего приватизационного кутежа. Или его всё же не будет? Ведь следующим логичным шагом на пути кадровой стабилизации стала инициатива всё того же Абромавичуса: повышение зарплат директоров до рыночного уровня. Согласитесь, выгоднее нормально заплатить топ-менеджерам, чтобы они перестали обслуживать интересы олигархов. По новой системе оклад руководителя составляет 25 % от общего годового вознаграждения, а премия — до 75 % от него же. Есть и ещё несколько способов финансово мотивировать управленцев.
За этим последовала череда анонсов конкурсов. И вот тут выяснилось, что Кабмин надумал приглашать на конкурс и иностранных специалистов тоже! Хотя почему нет? Эксперты скептически отмечают, что в нынешних условиях провести прозрачный отбор среди «своих» практически невозможно: нужна политическая воля первого эшелона и смиренная готовность отдельных депутатов не лезть в дела госсектора.
Хорошо, пусть будут резиденты, пусть иностранные специалисты; одним легионером больше, одним меньше, скажет большинство украинцев. Особенно если это будут специалисты крупных западных компаний, которые уже добились свершений в этой своей сфере. Главное, чтобы претенденты отвечали критериям независимости, чётко прописанным в законе об АО. Интересно то, что новая редакция этого закона вступит в силу в мае, а в нынешней редакции нет ограничений вообще. Ну разве что оставить стране оборонку…
Набивание цены?
Итак, конкурс займёт несколько месяцев, потом ротация директоров — и вероятная судебная тягомотина с несогласными «бывшими» и их всяческие попытки поставить под сомнение законность нового назначения…
А дальше? Иностранцы придут и поднимут наши госкомпании с колен? Снищут одобрение международных доноров, поборют неистребимую украинскую коррупцию… Поменяют саму суть системы управления собственностью, и из госсекты этот потенциал станет государственным достоянием?
Нет. Вся эта деполитизация, новая кадровая «кровь» и остальные декларативные изменения к лучшему задуманы для эффективного повышения инвестиционной привлекательности и цены государственных предприятий.
А что такое приватизация по-нашему? В «продажном списке» — 450 предприятий. Не секрет, что местные финансово-промышленные группы не спешат их модернизировать и вкладываться в специалистов. У приватизированных предприятий есть риск быть выжатыми до сухого остатка и отправиться на металлом… Но тогда имеет ли смысл эта предпродажная подготовка?
А может, обойдётся?
Да ещё премьер поручил провести качественный аудит госактивов независимыми международными компаниями. Это тоже хороший знак для покупателей. В ситуации с каждым предприятием эти траты сопоставимы с потенциальной выгодой от повышения эффективности их работы. Но в украинском случае расходы на аудит скорее окупятся из доходов с успешно проданной госсобственности.
Но, возможно, аудит и независимые директора выведут госкомпании на качественно новый уровень управления, к прибылям, и это обезопасит выздоровевший госактив от приватизации? Ведь хронически убыточные активы Украине точно не нужны!
Министерство экономического развития и торговли ещё в прошлом году давало позитивный прогноз и сулило госкомпаниями до 70 млрд грн прибыли. Что очень показательно в сравнении с ежегодным убытком в 115 млрд грн!
И уходы-приходы отраслевых министров или даже целых кабинетов не должны мешать тенденции оздоровления тысяч государственных предприятий. Нужен всего лишь рационализм в отборе претендентов на приватизацию — и вето на продажу остальных. И совершенствование их дальнейшей работы. И таки придётся принять волевое решение об избавлении от балласта, то бишь о ликвидации более полутора тысяч госпредприятий, которые сейчас не работают вообще. И тогда, может быть, обойдётся…
Евгений ВОЛКОВ