Донецк поразил двоюродного правнука и двоюродного праправнука Джона Юза, на днях посетивших шахтерскую столицу. Но впечатление осталось двоякое. Теплый прием и внимание прессы понравились гостям. А вот полуразрушенный дом знаменитого предка Дэвид и Чарлз Мандэры смогли увидеть только через забор.
Погостить в Донецке родственников первого инвестора Донбасса пригласил «Юзовский деловой клуб» при Донецкой торгово-промышленной палате. Гостей встречали как настоящих звезд. Пристальное внимание со стороны прессы немного смущало Дэвида и Чарлза Мандэров, хотя они охотно отвечали на вопросы журналистов, позируя перед фото – и видеокамерами.
По словам президента Донецкой ТПП Геннадия Чижикова, сохранение исторического наследия региона – одна из составляющих имиджа. «Хочется, чтобы современники знали больше о предпринимателях, которые в конце 19 – начале 20 века создавали деловую столицу, инвестируя в развитие региона», – отметил Геннадий Чижиков.
Но пока в Донецке городские власти не обратят внимание на разрушающиеся памятники архитектуры, отдельные попытки энтузиастов вряд ли будут иметь успех. В городе осталось не так уж и много старинных зданий, но даже их не пытаются сохранить. Деньги на памятник британскому промышленнику нашлись. А вот на реконструкцию особняка, где в девятнадцатом веке жил Джон Юз с сыновьями, ни в бюджете ни у спонсоров средств, к сожалению, не нашлось.
По словам Дэвида Мандэра, восстановить дом Джона Юза возможно. «К сожалению, я не смог осмотреть дом Джона Юза более детально. Но даже через забор я, как инженер, смог увидеть, что стены дома довольно крепкие и его можно отреставрировать», – сказал Дэвид.
Правда, помочь с финансированием реконструкции особняка дальние родственники не спешат.
«Я думаю, что инициатива должна исходить, прежде всего, от вас. Это ваша история», – не скрывая своего удивления, ответил Дэвид Мандэр. Хотя ничего удивительного здесь нет. Глупо надеяться, что приедут богатые родственники известного промышленника и привезут миллионы. Тем более что они обычные англичане, а не мультимиллионеры.
После экскурсии по Донецку потомки Джона Юза сказали, что за один день они узнали о предке больше, чем знали до сих пор. Дэвид Мандэр посетовал на то, что в семье не сохранилось фотографий Джона Юза, и он не знает, где тот похоронен.
Хотя своему именитому предку они многим обязаны. У Джона Юза был брат, младше него на 18 лет, – Дэвид Кадваладер Юз, который планировал приехать к Джону в Юзовку, но после тяжелого несчастного случая в Кардиффе он не мог больше путешествовать. Он получил черепно-мозговую травму. Лошадь то ли сбросила наездника, то ли лягнула копытом. По семейной легенде, Дэвид стал первым человеком в мире с металлической пластиной, компенсирующей дефект черепа. Благодаря своим успехам Джон Юз отсылал достаточно большие суммы денег своему брату, что позволило его семье купить несколько доходных домов в Тредегаре (Уэльс). На эти деньги брат смог дать своим детям хорошее образование в частных дорогих школах.
Британский бизнесмен Джон Юз, по словам двоюродного правнука, пожалуй, самый известный их родственник. – Таких выдающихся личностей, как он, в нашем роду нет, – сказал Дэвид Мандэр.
Дарья КИРДОДА