«Жутко громко и запредельно близко» уже сейчас можно назвать одним из самых обсуждаемых и противоречивых фильмов года.
Сентиментальная драма Стивена Долдри снята по бестселлеру Джонатана Сафрана Фоера, написанному преимущественно от лица 9-летнего нью-йоркского мальчика, который весьма необычным способом преодолевает психологическую травму после гибели отца во Всемирном торговом центре 11 сентября 2001 года.
Фильм предлагает обобщенный портрет американца, погибшего 11 сентября 2001 года, и играет его, естественно, самый типичный американец – Том Хэнкс. Это абсолютно положительный мужчина, и прежде всего – идеальный отец непростого ребенка (Томас Хорн), в котором он воспитывает исследовательский дух, придумывая ему экспедиции в поисках некогда существовавшего, но исчезнувшего Шестого округа — своего рода нью-йоркской Атлантиды. В этих экспедициях аутичному, но любознательному мальчику приходится не только ощупывать Центральный парк металлоискателем, но и много разговаривать с разными людьми – таким образом отец заставляет его социализироваться. Эту педагогическую задачу папа продолжает выполнять и после смерти: через год сын находит в отцовских вещах ключ в конверте с надписью «Black» и решает обойти всех жителей Нью-Йорка с такой фамилией в поисках замка, который этим ключом открывается. Цель путешествия, конечно, не открыть замок, а вернуть возможность жить дальше, которая казалась герою навсегда утраченной с потерей главного человека в его жизни.
После случившегося одиннадцать лет назад, многие критики уверяли, что в киноиндустрии совершится переворот. Но за исключением небольших чисток уже отснятого материала (например, удаление из «Человека-паука» сцены, в которой главный герой маневрирует на паутине между башнями-близнецами), ничего не произошло. И даже тему эту вообще старались не поднимать, слишком уж она болезненная. Но Долдри решил исправить ситуацию.
Сделал он это по вполне предсказуемому «оскаровскому» сценарию. Тема такая, что не привлечь внимание киноакадемиков не могла. Стоит дать экспертам то, что они особенно ценят в таких работах, и статуэтка – в кармане. Но низкие кассовые сборы и отзывы критиков сделали свое дело – картина так и осталась в номинантах. И вполне заслуженно. Рассказ о той трагедии не может оставить равнодушным, но в остальном… Не самый сильный фильм за последнее время.
Как бы хорошо ни сыграл юный Томас Хорн (а сыграл он и вправду очень убедительно), он никак не тянет на девятилетнего мальчика, как бы создатели ни пытались его снимать. Том Хэнкс и Сандра Буллок также играют неплохо, но не более того – по крайней мере, ничего экстраординарного они не показали. А ведь эти актеры способны так вжиться в образ, что уже и не проводишь грани между артистом и его ролью.
Когда был объявлен список номинантов на «Оскар», многие кинолюбители негодовали. Сразу же появилось несколько вариантов мнений, чье же место занял фильм «Жутко громко и запредельно близко». В защиту картины скажу, что она все-таки неплохая, ее даже стоит посмотреть, но раздавать ей награды, наверное, ни к чему. Да и вообще, вся эта история с намерением создателей получить «Оскар» попахивает спекуляцией на столь страшной теме. А это недостойно.
Анна МИУСКОВА