Украинские власти почти месяц тянули с эвакуацией своих граждан из Уханя, но за это время не смогли организовать им нормальный карантин. Зато кто-то сумел организовать испуганных коронавирусом обывателей, устроивших эвакуированным такой «теплый» прием, что этому дикому позорищу поразился весь мир. После чего пытающаяся спасти свою репутацию глава Минздрава еще больше опустила её, устроив комедию абсурда. А в финале из всего этого сделали телешоу. «Какая страна, такой и карантин!» - с такой горькой иронией немногие сохранившие трезвость мыслей украинцы комментировали последние события.
За всё происшедшее действительно очень стыдно. А еще становится страшно от мысли, что это стало возможным, в первую очередь, из-за полной неготовности современной Украины к подобным вызовам. Ведь это была пока что лишь «учебная тревога»! А если завтра действительно грянет беда?
Во что обходится глупость
Украинцы совершили глупость, которой немедленно воспользовались недоброжелатели и авантюристы. Именно поэтому тема украинского карантина была мгновенно и масштабно раздута во всех СМИ, включая российские и западные. Конечно же, было за что – забрасывание камнями автобусов с эвакуированными и молебны «во отведение самолета» это действительно какое-то средневековье. Тут президент Зеленский возмутился совершенно правильно! Жаль только при этом никто не заметил, что несколькими годами ранее (2014-2015) в Украине вообще царила эпоха заката античности – когда «добрые христиане» разбивали памятники и убивали «язычников», и никто это не осуждал. Так что, можно сказать, за это время мы продвинулись вперед, возможно скоро вступим в период Ренессанс!
В эти дни много иронизировали о том, что протесты против приема эвакуированных на Тернопольщине и Полтавщине перечеркнули «миф о единой нации». И много сокрушались о том, что отталкивая от себя попавших в беду сограждан, украинцы повели себя как дикари. Как будто до этого в Украине было все хорошо, и все жили единой дружной семьей!
Украинцы уже почти шесть лет воюет друг с другом, укокошив уже 14 тысяч своих сограждан (только по официальным данным). Именно друг с другом, а не с пресловутым «российским агрессором», хотя Россия в этом конфликте масштабно помогает одной из сторон всем, чем только можно: деньгами, оружием, «отпускниками». Уже шесть лет одни украинцы люто ненавидят «донбасян» и «ватников», а другие «бандеровцев» и «нациков». Ненавидят всего лишь за другие политические взгляды, за другой язык, за иное понимание истории. И считают это не дикарством и средневековьем, а патриотизмом и борьбой с фашизмом! На официальном уровне, гордясь этим. Что по одну, что по другую сторону блокпостов.
В протестах против приема эвакуированных ключевую роль играл страх, а не ненависть. Основная масса участников этих постыдных акций просто боялись «заразы». И на то у них были веские причины: коронавирус COVID-19 относится к особо опасным инфекциям, он передается так же легко, как грипп, и в условиях отсутствия специальной терапии приводит к высокой смертности. То есть любой разумный человек не станет целоваться в десна с потенциальным носителем COVID-19. Но ведь этого от украинцев никто и не требовал! Всего-то требовалось изолировать эвакуированных в обсервации на 14 дней и подождать, не заболеет ли кто-то из них.
Вирус хоть и передается воздушно-капельным путем, но не может преодолевать по воздуху сотни метров, поэтому удаленное от жилых районов здание вполне подходит для такой обсервации. Другое дело, что при этом нужно специально оборудовать само здание: и внутри, не допуская распространение возможной инфекции по помещениям, и снаружи, чтобы не выпустить её из карантина. А санатории, выделенные для размещения эвакуированных, так оборудованы не были. Может быть, это и напугало жителей окрестных поселков. Но скорее всего, их напугали слухи – причем, очень глупые слухи.
Глупость их напугала, и глупость же толкнула на совершенно неадекватные действия. В Тернополе устроили молебен, дабы Господь отвел от их области самолет с эвакуированными украинцами. В Винниках (Львовская область) толпа жгла шины, чтобы не допустить размещения эвакуированных в местном госпитале. Причем, их поддержали тамошние врачи - а когда пришла новость, что самолет повернул на Харьков, то все радостно запели гимн Украины.
Но едва в СМИ начали ерничать над «щирыми галичанами», как жители Новых Санжар на Полтавщине (а это Восточная Украина) превзошли всех, сначала заблокировав дорогу к местному санаторию НГУ, вступив в стычки с полицией, а затем забросав камнями автобусы с эвакуированными. Мысль о том, что через разбитое стекло «больные» могут плюнуть им прямо в морду, в их головы почему-то не пришла. Или же тут страх и чувство самосохранения уступили место истерическому желанию устроить линчевание? Подчеркнем, что камни бросали не только привезенные кем-то «титушки» (о них ниже), но и местные обыватели.
В 2014-м году глупость толкнула украинцев на взаимную ненависть и агрессивность. Сейчас глупость вызвала у них страх сначала перед инфекцией, а затем эвакуированными из Уханя согражданами – и глупость ж спровоцировала их почти что устроить расправу над ни в чем не виноватыми людьми. Вот не зря говорил Володя Шарапов, что глупость обходится нам дороже всего!
Крах украинской медицины
Несусветную глупость совершила и министр здравоохранения Зоряна Скалецкая. Сначала о ней почти ничего не было слышно в контексте темы короновируса вообще и эвакуации украинцев в частности: она лишь сообщала журналистам постоянно переносимые даты эвакуации. На публике Скалецкая появилась только после того, как в Галиции начали жечь шины и отпугивать молебнами самолет, а под Новыми Санжарами развернулось противостояние - информация о чем мгновенно разнеслась по украинским и мировым СМИ.
А кто во всем это был виноват в первую очередь? Министр здравоохранения! И тогда, пребывая в панике и замешательстве, Скалецкая решила совершить публичный «подвиг» на телекамеру – объявив, что остается в обсервации вместе с эвакуированными. Однако никого, кроме угодливых чиновников здравоохранения и соратников по «Слуге народа» этим не впечатлила. Большинство украинцев сошлись во мнении, что в такой серьезной ситуации глава Минздрава должна мухой летать по всей стране и подготавливать её к карантину, а не устраивать перформансы. Кто-то даже вспомнил про Виктора Ющенко, то ходившего по затопленным селам, то махавшего лопатой на лесном пожаре.
А если в обсервации действительно есть инфицированные? Ведь тогда всех находящихся там, включая Скалецкую, должны будут изолировать еще на минимум 14 дней. А Скалецкая это не публичный парламентский политик, отсутствие которого страна не заметит, а самая ключевая фигура в этой ситуации – она глава здравоохранения! Так что, она еще две недели будет управлять своим ведомством по смартфону? А если она сама заболеет?
Но затем произошло то, что никто не мог бы представить себе даже в шутку: уже через несколько часов Скалецкая решила покинуть карантин, видимо найдя для себя его условия слишком спартанскими. Глава Минздрава сбегает из карантина, в котором осталась добровольно?! Это было немыслимо и чудовищно во всех отношениях, но в первую очередь в санитарном – а что, если она уже заразилась? Министра тут же бросился оправдывать директор этого санатория Александр Блинов, утверждая, что Скалецкая не общалась с эвакуированными, а только с медперсоналов. За несколько часов не соизволила поговорить с теми, ради кого осталась? Было очевидно, что украинцам бессовестно лгут!
Информация о бегстве Скалецкой разнеслась по Интернету быстрее, чем она успела покинуть Новые Санжары, она вовремя одумалась (может сама, а может вышестоящее руководство позвонило) и спешно вернулась обсервацию, где затем заявила журналистам, что никуда не выезжала и всё это выдумки недоброжелателей. Вот так! А теперь давайте попробуем осознать всё бездействие Скалецкой до 20 февраля, и её клоунаду после.
Все это поясняется в первую очередь тем, что министр здравоохранения Украины Зоряна Скалецкая вообще даже близко не врач! Даже не фельдшер, более того, есть большие сомнения в том, что она знает с какой стороны у человека сердце или сможет отличить аспирин от парацетамола. Скалецкая это юрист в области медицинского права, причем даже не практикующий, а теоретик. Ранее преподававший в Киево-Могилянской академии, которую окончила в 2002 году, а потом прошедшая есть несколько «школ Сороса». Еще несколько потому, что «Могилянка» с момента своего открытия в 1991 году сразу же попала под пристальную «опеку» структур Сороса, сделавших из неё свой основной «инкубатор соросят» в Украине. Вот почему его студенты и выпускники всегда принимали активное участие в политических событиях на стороне определенных политических сил.
И вот вам результат пребывания типичного «юриста-соросенка» во главе министерства! Если американка Супрун (у которой хоть диплом радиолога был) развалила Минздрав своими «реформами», то грантоедка Скалецкая добила его своей абсолютной некомпетентностью. Она даже не знает как передается инфекции, иначе бы не появилась однажды перед журналистами в костюме биозащиты... без перчаток. Министр здравоохранения, не имеющий об этом никакого представления. Глава Минздрава, который не удосужился разъяснить населению реальные и мнимые угрозы коронавируса. Неудивительно, что, испуганные слухами о вирусе и реальным состоянием дел в украинской медицине, обыватели поднялись на протесты и погромы!
А ведь знаете что? Крах украинского Минздрава для всех сейчас очевиден, потому что он у всех перед глазами – однако мы пока не видим состояния дел в других ведомствах, возглавляемых «соросятаи». Но однажды катастрофа разразится и там.
Что происходит на самом деле?
И протесты против приема эвакуированных, и метания главы Минздрава в эти дни широко обсуждались всеми. Но, совершенно справедливо укоряя обезумевших обывателей и недоумевая с некомпетентности министра, все обошли своим вниманием самые главные вопросы: почему в Украине нет специализированных карантинных изоляторов, и почему за месяц эпидемии Минздрав не смог создать хотя бы временный? И что вообще был причиной неоднократного переноса сроков эвакуации украинцев из Уханя?
Что ж, ответим на них! Военных баз биологической защиты (идеальный вариант) в Украине не было и в советское время, а в годы независимости на их создание тоже не стали тратить деньги. Однако и в структуре Минздрава тоже нет ничего подобного – а вот это уже удивляет и беспокоит! Более того, в 2015 году «реформаторы» уничтожили Санэпидемслужбу, и не создали вместо неё ничего подобного американского ЦКЗ. То есть «реформы» шестерок Вашингтона и Сороса сознательно (или специально) сделали Украину беззащитной перед любыми эпидемиями, и произошло это еще до Скалецкой.
Впрочем, превратить в обсервацию должного уровня карантина можно и здание обычного советского санатория, нужно лишь немного его переоборудовать и создать условия, сводящие к минимуму риск распространения инфекции внутри, и гарантирующие что она не выйдет наружу. Ничего сложного, нужна лишь максимальная самодисциплина и строжайшее соблюдение предписанных правил. Но даже на это не сподобился Минздрав Скалецкой! Эвакуированных просто поселили в медцентре Нацгвардии (бывший санаторий), где они свободно выходят из палат и шастают от скуки по коридорам, контактируют с персоналом, возможно даже делают селфи с министром.
Почему там, почему так, и почему так поздно? Во-первых, в Минздраве никто и не готовился к созданию обсерватора с должным карантинным уровнем (иначе бы давно подготовили людей и собрали необходимые материалы). Во-вторых, сроки эвакуации переносили потому, что в Минздраве три недели не могли выбрать помещение под обсерватор. Вдруг оказалось, что почти все украинские санатории давно приватизированы или расписаны по другим ведомствам, а в больницах тоже нет свободного места – там «лишние» площади давно сданы в аренду частным клиникам или под офисы. Конечно, кто-то был готов пожертвовать своей недвижимостью – но хотел за это очень приличный «откат», а в Минздраве на обустройство обсерватора, видимо, не нашли денег.
В итоге, когда ситуация стала совсем уже неприличной, задницу Скалецкой бросился спасать Аваков. Ведь это его Нацгвардии принадлежит медцентр в Новых Санжарах, это в его Харькове посадили самолет с эвакуированными, это его бойцы сопровождали автобусы и прорывали блокаду протестующих. Теперь Скалецкая ему многим обязана! Хотя, возможно, Аваков спасал вовсе не её, а Зеленского. А Скалецкая, поняв это и сообразив, что завтра ей светит отставка, и тут ей не помогут ни Гончарук, ни сам Сорос, в панике спряталась в карантине с эвакуированными. Для высокопоставленных чиновников вообще характерно прятаться от увольнения (или следствия) в отпусках, на больничных, в командировках - а теперь вот в карантине…
Но есть и еще один острый вопрос: кому выгодно раздувать этот скандал? Конечно, украинцы в этой истории сами опозорились на весь честной мир. Если в советское время мы были фактически самыми продвинутыми в СССР (самый высокий уровень образования и культуры, лучшая инфраструктура, лучшая медицина, самое высокое число НИИ «на душу населения»), то теперь действительно показали себя средневековыми дикарями, во всём. Какое уж тут достоинство и европейский выбор! Однако почему это так масштабно и старательно муссировалось и внутри Украины, и за её пределами?
Впечатление первое: протесты и беспорядки были кем-то организованы. Люди, конечно, приняли в них участие добровольно, но их туда кто-то собирал, кто-то договаривался об этом с местными чиновниками и полицией, кто-то подтягивал активистов, а Санжары даже завез «титушек». Кем? «Порохоботы» сейчас орут, что это спецоперация ФСБ, но почему-то думается, что это была спецоперация самих «порохоботов». Ведь им выгодно расшатывать ситуацию и дискредитировать власть, хотя та с ними как уж только ни заигрывает!
Впечатление второе: Россия имела к этому отношению лишь как критикующая сторона, воспользовавшаяся информационным поводом для поднятия новой волны «кисилевщины». Показать, как они у себя оперативно и организованно провели обсервацию эвакуированных россиян в Тюмени – и сравнить это с «дикими украинцами», забрасывающих камнями своих сограждан. Также можно быть уверенным, что Кремль использует это в своих политических играх в рамках Минского формата, убеждая Германию и Францию в «недееспособности» Украины.
Впечатление третье: когда начались протесты в Тернополе и Винниках, кто-то поднял волну резкой иронии в отношении галичан. Мол, смотрите на этих «щирых украинцев», орущих про «единую нацию», которые горящими шинами и молебнами отгоняют от себя самолет с эвакуированными украинцами! Кто-то попытался оперативно разыграть карту раскола Украины на восток и запад, сделать негативный акцент на «галицких рагулей». И у него это почти получилось, волна уже поднялась, однако это шоу мгновенно сдулось, когда восточные украинцы из Новых Санжар превзошли галичан в своей агрессивности в отношении эвакуированных.
Неожиданно единство украинской нации проявилось в её одинаковом дикарско-агрессивном отношении к эвакуированным украинцам, что на западе, что на востоке. Курьез, который отнюдь не вызывает улыбки…
Виктор Дяченко