С 1 сентября автомобили украинской сборки могут понести значительные потери на российском рынке, где начнет действовать утилизационный сбор (УС) на автомобили. Из-за его введения недорогие модели отечественной сборки могут подорожать на 300-1000 долларов. Производители же в борьбе за покупателя снижать цены на внутреннем рынке не собираются, а настаивают на ответных пошлинах.
Автомобильные шахматы
Когда в России стартовала кампания по утилизации старых авто, мало кто воспринимал ее иначе чем очередную блажь правительства наших северных соседей, избалованного нефте- и газодолларами, направленную на псевдоподдержку местного автопрома. Но, как оказалось, это было начало весьма неприбыльной для украинских автосборщиков многоходовой комбинации.
Просубсидировав некоторое время утилизацию автомобилей за счет бюджета, Россия пришла к логичному выводу, что продолжать так и дальше было бы крайне расточительно. Количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет и процент машин, отправляемых в утиль. Тогда и был разработан закон о введении утилизационного сбора. Все кажется простым лишь на первый взгляд. Стоит отметить, что до и во время программы утилизации на территории России успели организовать свою крупно- и мелкоузловую сборку многие крупные международные автомобильные бренды. А вступление в силу закона об утилизационном сборе пришлось как нельзя кстати ко вступлению России в ВТО, из-за которого она должна снизить ввозные пошлины на автомобили.
Регулируемый спрос
По предварительным расчетам, введение УС сделает автомобили, оснащенные моторами объемом до 1,3 литра, дороже на десять тысяч рублей ($ 300). Для моделей с двигателями объемом 1,3-1,8 л эта цифра составит 20-45 тыс. рублей ($ 600-1350). Утилизация представительских седанов и внедорожников с силовыми агрегатами свыше 3,5 л обойдется в 70-160 тыс. рублей ($ 2100-4800).
Проблема для украинских автомобильных экспортеров в Россию состоит в том, что этот сбор им придется платить сразу, а для их конкурентов – российских автозаводов – предусмотрена возможность отделаться лишь письменной гарантией о дальнейшей утилизации выпущенных автомобилей.
Попросту российским автозаводам официально разрешили пока не платить утилизационный сбор «живыми» деньгами. Соответственно, продукция украинских автозаводов подорожает сразу же на размер утилизационного сбора. В то время как российские производители получат еще одно конкурентное преимущество и автомобили будут заведомо дешевле украинских аналогов.
Под действие данного сбора попадут ЗАЗ Chance – Lanos для российского рынка, ЗАЗ Vida и Chery Bonus, которые в Россию поставляет Запорожский автозавод. Придется платить сбор и заводу «Богдан» за модели 2110, 2111, 2310 и автобусы А20. Обложат сбором «КрАЗы», автобусы «Эталон», «Атаман», ЛАЗ.
Поскольку украинские производители присутствуют на российском рынке в бюджетном сегменте, где наиболее гибкий спрос, дополнительный сбор ухудшит их рыночные перспективы. Утилизационная наценка может стать критичной для продвижения украинских авто на российском рынке.
Понятно, что украинский экспорт в таких условиях будет сокращаться. В то же время стоимость российских авто на украинском рынке останется прежней.
Производители украинских грузовиков «КрАЗ» и автобусов «Богдан» рассматривают возможность создания сборочных производств уже на российской территории, тем самым подтверждая правильность выбранной нашими соседями тактики по привлечению инвестиций и развитию внутреннего производства.
Обратный эффект
Что касается украинской государственной политики в автопроме, то ее пока как не было, так и нет. Причем четкого понимания как действовать не имеют ни чиновники, ни сами производители. «Введение утилизационного сбора на импортные автомобили означает для украинских производителей определенные новые препятствия. Тем не менее мы считаем, что такие действия российских властей должны послужить нам примером. Украинский автопроизводитель сейчас находится под большим давлением импортной продукции и нуждается в радикальных защитных мерах со стороны правительства. Значит, наша страна также должна ввести зеркальные меры в отношении импортных и, в частности, российских товаров. Это не только защитит рынок, но и будет способствовать улучшению экологии в стране», – считает почетный президент корпорации «УкрАВТО» Тариэла Васадзе.
Так что потенциальный избыток автомобилей отечественного производства, не доехавших до России, не грозит нам значительными скидками, а скорее всего приведет к очередному росту пошлин на импорт и заодно на отечественную сборку.
Между тем многолетняя практика свидетельствует о том, что игра в пошлины в украинском исполнении оказывается далеко не столь действенной для государства и производителей. Новые марки и модели зарубежных брендов пока не стремятся открывать у нас свою сборку, существующие же не радуют потребителей интересными ценовыми предложениями и стараются получить максимум прибыли от очередного ценового ажиотажа.
Леонид НИКОЛАЕНКО