Полгода мы наслаждались необычайно низкой инфляцией. За январь-июль потребительские цены выросли всего на 1%, что удивительно для Украины, где двузначная инфляция практически стала нормой. Однако начало осени стало поводом для различного рода прогнозов о грядущем подорожании продуктов. Насколько изменятся цены в сентябре?
Отсутствие внятных прогнозов по поводу основных групп товаров на продовольственном рынке приводит к возникновению самых разнообразных версий подорожания тех или иных товарных позиций.
Основную интригу в ценообразование традиционно вносят сами сельхозпроизводители, до последнего не сдающие информации об ожидаемом или уже почти собранном урожае. Так было до последнего времени с зерном, когда на фоне готовящихся к жатве полей, говоря об урожае, вспоминали малоснежную зиму и тяжелую весну. Правда, после уборки ясности с ценой не стало намного больше. Теперь все кивают на мировой рынок и трейдеров, жалуясь на низкие внутренние цены. Между тем в беседах с аграриями нередко можно услышать, что даже при нынешней цене растениеводство в Украине рентабельно, если не скупиться на соблюдение технологии и удобрения. Просто всегда хочется получать больше прибыли.
Как бы там ни было, правительство заверяет, что ожидать роста цен на хлеб, особенно на социальные сорта, не следует. Поскольку Аграрный фонд сформировал необходимый запас для поддержания стабильности на рынке и при надобности будет выделять областям в соответствии с потребностью необходимые интервенции.
Что касается мяса, то, несмотря на то, что корма по сравнению с прошлым годом подорожали более чем на 30%, стоимость той же свинины по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сильно не изменилась. «Сейчас большинство еще использует корма, закупленные ранее. Зерно свежего урожая повлияет на стоимость мяса разве что к зиме. Да и то есть ряд факторов, не позволяющих изменять цену в соответствии с себестоимостью. Прежде всего стоимость мяса зависит от политики крупнотоварных производителей, которые к тому же имеют собственные запасы кормов и занимаются выращиванием зерновых, а также от того, откроют ли границу для импорта дешевого мяса. В этой ситуации, даже если рентабельность снижается до неприлично низкого уровня, мелкие производители не могут поднимать цену на свой товар, пусть он и более качественный. Его просто не будут брать», – считает Роман, владелец свинофермы в Красноармейском районе Донецкой области.
Главной интригой сентября остается стоимость борщового набора. Окончание сбора картофеля, капусты и прочих его составляющих во многом определит, станет ли сентябрь толчком для инфляции в продуктовом сегменте.
В любом случае цены будут расти на то, чего физически не хватает. В Украине нет ни малейшей проблемы с обеспечением пшеницей, кукурузой, подсолнечным маслом и картофелем. Но вот с доморощенными овощами, фруктами и ягодами у нас уже давно напряженка. А значит, вполне возможно появление египетской моркови, израильских помидоров и огурцов, польских яблок и груш, греческих персиков и перца. Однако это будет характерно уже ближе к концу осени – началу зимы.
Отвечая на вопрос, будут ли дорожать продукты в текущем году, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа говорит: «Пока что цены на основные группы аграрных товаров на уровне прошлогодних. Если расценки на продукты и повысятся, то это будет связано с чем-то другим. Например, с зарплатами. Что касается прогнозов на ближайшие месяцы, оснований для ажиотажного роста цен пока нет. В последнее время была даже дефляция на рынке сельскохозяйственной продукции Украины. Это, конечно, бьет по интересам сельхозпроизводителей. Если цены останутся на прежнем уровне, производители понесут убытки. А вот прогнозы насчет того, что продукты подорожают в десятки раз, – фантастика!».
Максим ЛЕОНИДОВ