Проект «Звукоизоляция» проходит в Донецке уже второй год подряд. Но если минувшей осенью действо уместилось в стенах одного цеха, то теперь музыкантам едва хватило целого завода. 28 и 29 сентября музыка звучала под открытым небом, а стены цехов отлично подошли для проецирования на них различных видеоинсталляций.
Хотя по арт-центру «Изоляция» нельзя гулять самостоятельно, на сей раз организаторы сделали для посетителей исключение: разрешили перемещаться в пространстве, руководствуясь исключительно своими чувствами.
Иной подход едва ли был возможен, ведь на территории разместилось восемь визуальных и пять звуковых точек.
Промышленность в ином измерении
Люди, ведомые интуицией, перемещались из одного аудиовизуального пункта в другой, словно погружаясь во все новые и новые миры. Иногда они напоминали «Алису в стране чудес», иногда – мрачные сказки народов Севера. Начав путешествие, остановиться было совершенно невозможно – водоворот впечатлений и сюжетов затягивал все плотнее.
Казалось, что донецкая джазовая команда «DOK», оперная певица Елена Арбузова, выступавшая с ансамблем «Quarta+», многоэтажный дом и луна, проецируемые на стену одного из цехов, находились в этом пространстве всегда, а недавнее производство звукоизоляционных материалов – лишь ирония судьбы.
Когда же отведенные на масштабное действо 60 минут закончились, возникло отчетливое ощущение пробуждения от долгого и приятного сна. Завод вновь обрел мрачный и зловещий вид, неожиданно напомнив цветок, привлекающий насекомое, а затем захлопывающий лепестки.
В сравнении
Показательная деталь: первую «Звукоизоляцию» многие не восприняли. Люди покидали цех №2, где проходило действо, задолго до его окончания. А оставшиеся долго думали, действительно ли они прониклись идеей, или же просто решили досидеть до конца, надеясь понять прелесть индустриальной какофонии, как ее поняла Бьорк в фильме «Танцующая в темноте».
Теперь же те, кому не нравилось чье-то выступление, просто переходили к следующей сцене, и даже если им не нравились все пять «концертов», сам процесс перемещения в пространстве был столь волшебен, что уходить никому не хотелось.
Процесс трансформации
Подготовка к реализации проекта шла на протяжении почти полугода, а многогектарной музой, как признались творцы, была сама территория.
Один из композиторов проекта –Алексей Шмурак, обучающийся в Национальной музыкальной академии Украины им. Чайковского, так описал свое детище: «Как первый, так и второй проект родились исходя из специфики пространства. Нас, композиторов ансамбля, очень интересует вдохновение спецификой пространства, потому что это общее направление искусства, за рамками его академических границ. И если мы хотим элементарно быть созвучны времени, нам нужен диалог, и в данном случае диалог был с этим местом».
Мирослав Вайда, закончивший Львовскую национальную академию искусств, став художником-постановщиком «Звукоизоляции», пытался трансформировать завод в мистерию звуков, теней и света. «Мы пытались превратить привычное для вас индустриальное пространство в абсолютно другой мир, чтобы зритель, попадая сюда, мог наполнить пространство собой. Мы пытались создать такую атмосферу, которая была бы созвучна этим пульсациям, этим волнам, этим колебаниям. Как будто мы нырнули в глубину океана и плаваем среди странных затонувших кораблей-призраков, видим духов, слушаем звуки, которые они издают, и наблюдаем пульсации».
Иван КАЛИНИЧЕНКО, фото автора