Марк Бровун посвятил театру значительную часть своей жизни. За годы работы в нем он сумел вывести храм Мельпомены в лидеры по показателям посещаемости и значительно расширить театральный репертуар. Как и все выдающиеся личности, он ушел неожиданно… Но в памяти коллег остался чутким наставником и замечательным человеком.
Его призвание – руководить
«Руководитель театра – это не профессия, а судьба, – говорил Марк Матвеевич. – Нужно быть готовым, что театр будет забирать все твое время, все мысли. Театр, как женщина, не терпит конкурентов и не прощает измен. После 36 лет служения театру я это знаю точно».
Он пришел работать в драматический театр в 1976 году, а спустя 11 лет был назначен его директором. Тогда идеи амбициозного руководителя казались дерзкими и сумасшедшими, а он приглашал российских звезд – Льва Дурова, Леонида Каневского, Ирину Муравьеву, Маргариту Терехову, Евгения Евстигнеева и многих других – играть в провинциальном театре. Позже сделал Донецк гастрольной Меккой, ставил на сцене драмтеатра неполиткорректные спектакли, а затем выступил в поддержку украинского языка.
Марк Бровун неоднократно говорил, что именно сочетание актерского таланта и профессионального менеджмента рождает современный успешный театр. Для своих подопечных он был не только заботливым наставником, но и настоящим другом.
«Марк Матвеевич – знаковый человек в моей жизни. Он взял меня в драматический театр в 1995 году со студенческой скамьи, вел меня, и то, что на сегодняшний день я умею и имею, – его заслуга. Сейчас такое ощущение, что за спиной рухнула стена и не на кого опереться. Работники театра всегда знали: какие бы ни были проблемы – личные или творческие – их поможет решить наш руководитель», – говорит актриса Наталья Стефашина.
«Помню, театр был награжден за большой вклад в развитие театрального искусства, и Марку Матвеевичу вручили премию им. А. Садовского. Тогда он сказал: «Отнесу я ее бабушкам и дедушкам в «дом престарелых артистов». Я на хлеб зарабатываю, а им эти деньги очень нужны». Этот поступок о многом говорит. Он хлопотал о том, чтобы люди, которые его окружают, получали хорошую зарплату, жили в достатке и имели жилье», – подчеркнул заведующий труппой театра, заслуженный артист Украина Михаил Бондаренко.
Чтобы зритель не скучал
В начале XXI века украинские театры переживали далеко не лучшие времена: несмотря на то, что билеты на спектакли были откровенно дешевыми, театральные залы пустовали.
«Я хорошо помню, как пришла устраиваться в театр в 2000 году. Этот период был непростым для театра, и, вопреки тому, что я планировала работать вокалисткой, Марк Матвеевич взял меня на должность хормейстера. А затем поставил задачу: в течение двух недель найти 8 талантливых вокалистов. Поиски и организация первого концерта заняли месяц, и после успешного выступления наш руководитель понял, что попал в точку. Со временем от 10 вокалистов мы пришли к 25», – рассказала главный хормейстер, заслуженный деятель искусств Украины Татьяна Пащук.
Сегодня Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр лидирует и по количеству спектаклей, и по наполняемости зрительного зала, и, что немаловажно, по прибыльности. Однако, несмотря на достижения, Марк Бровун всегда находился в поиске новых талантов и новых образов и отмечал, что старается разнообразить репертуар, чтобы донецкий зритель не скучал.
«Зрителя потерять легко, а вернуть – тяжелый и долговременный труд. «Публика – вот кому мы храним нерушимую верность и вечную любовь», – это не мои слова, а персонажа нашей последней постановки Фредерика Леметра, гениального и легендарного французского актера ХІХ века. Но я готов подписаться под ними. Я всегда говорил и буду говорить, что Донецкая муздрама – это, прежде всего, театр для людей», – отмечал художественный руководитель театра.
Наталья ЛЕХАН