Крылья для свободы: какова вероятность появления в небе над Украиной истребителей НАТО?
Поездка Владимира Зеленского в Лондон, Париж и Брюссель традиционно стала бурной, загадочной и эмоциональной. Но главное – она случилась вовремя. После череды коррупционных скандалов в Украине информационный трек вновь поменялся, и вся повестка снова переключилась на вот-вот скорую победу, а также на необходимость передаче ВСУ еще более грозных видов оружия. И теперь идея-фикс – это «крылья для свободы» – истребители.
Весь январь власти качали тему о передаче Украине современных танков НАТО. Мы эти истории подробно описывали, сейчас повторяться особо не будем. Не скажем, что все прошло совсем уже безуспешно. По крайне мере, принципиальное согласие и от Германии, и от США на получение новейших танков получено. Но если смотреть на то, что выходит в осадке, то Украине отдают более древние Leopard 1 с не совсем понятными перспективами использования их на поле боя. А современные версии танков пообещали в очень дозированных количествах и с отдаленно-плавающими графиками передачи, что в целом вызывает вопросы, доберутся ли они вообще до фронта.
Танки мы сейчас вспомнили не просто, а для контраста. По сложности изготовления, эксплуатации, цене и обучения современный истребитель отличается от современного танка, приблизительно как стиральная машина от табурета. Подготовить в украинских условиях танковую бригаду, состоящую исключительно из немецких или американских изделий с рембазами, регулярным подвозом БК и слаженными к работе в условиях боя операторами – это очень сложная задача. А что касается истребителей – это задача, которая на период этой войны в принципе нерешаемая. Если, конечно, речь идет о войне, где исключительно Украина воюет против России.
Зеленский в Лондоне удивился, когда Сунак ему сказал, что на Eurofighter Typhoon британские пилоты обучаются три года. Президент тут же отшутился и сказал, что отправит украинских летчиков, которые 2,5 года уже отучились.
Но за 3 года летчик даже в Британии не появляется. Это минимальный период ознакомления с техникой, после которого курсанту доверяют уже без инструктора поднимать и сажать машину стоимостью 120 миллионов долларов. Ну, а дальше начинает работать тот же принцип, что и с врачами – только регулярная практика делает из оператора самолета полноценного летчика.
Понятно, что когда речь идет о переобучении уже готовых летчиков, то можно рассуждать о гораздо более сжатых сроках. Но объективно говоря, в Украине и до войны военные летчики были редчайшим штучным экземпляром. По крайней мере, летчиков, имеющих регулярную практику полетов на боевых истребителях, на всю страну было несколько десятков человек. Сколько их осталось после года войны, знают точно только в военном ведомстве. Но в любом случае, готовых боевых летчиков, которых можно отправить на переобучение на Запад, и при этом еще кого-то оставить в Украине, где идет сверхинтенсивная война, – такого ресурса у Киева точно нет.
При этом не забываем, что самолет – это далеко не только летчик. Подготовку одного борта к вылету осуществляют десятки технических специалистов. Их тоже нужно готовить, потому что без них самолет просто не полетит.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
Касательно конкретно истребителя Eurofighter, то в небе Украины он вряд ли будет. Это очень дорогой и по обслуживанию, и по базовой цене самолет. Для сравнения, истребитель пятого поколения F-35 стоит порядка 90 млн долларов, а Eurofighter Typhoon четвертого поколения – более 120 миллионов. Так что вряд ли Украине дадут такие машины, даже если будет желание в принципе передать самолеты. Скорее всего, британцы таким образом пытаются сподвигнуть союзников к передаче Украине более дешевых, но проверенных временем, а главное массовых, F-16. Но опять же к F-16 вопросы по обучению пилотов стоят в той же нерешаемой плоскости: их нет и в ближайшие годы сами по себе они не появятся.
Поэтому, если самолеты НАТО, пусть и с украинскими тризубами, в обозримом будущем возникнут в небе над Украиной, это будет означать, что там не украинские пилоты. Скрыть это будет абсолютно невозможно, а значит, речь можно будет вести уже о прямом участии авиационного крыла НАТО в войне на территории Украины.
Еще один интересный аспект – это базирование этих самолетов. Украинская авиация сейчас немногочисленная и распределена по военным аэродромам от Ивано-Франковска и Львова до Винницы и Полтавы. Это не очень удобно, потому что плечо до линии фронта существенно увеличивается, что снижает эффективность их использования. Но такое распределение позволяет уберечь и так уже редкие летные единицы от ракетных ударов ВС РФ. Теоретически и натовские самолеты можно так же распределять по многочисленным дальним аэродромам и поднимать их каждый раз в воздух, когда по Украине проводится ракетный удар. Но так господство в воздухе захватить точно не получится.
Есть еще один вариант, при котором истребители НАТО только залетают на боевые задания в Украину, а базируются уже в Румынии или Польше. Но это уже совсем дикий финт, потому что это даже не более глубинное вовлечение стран НАТО в конфликт на территории нашей страны, а по сути, прямое участие в войне против России.
В любом случае, мы отбрасываем как малореалистичный сценарий передачу Украине истребителей, по крайней мере, в обозримом 2023 году. За дальние горизонты заглядывать не будем, планета сейчас сходит с ума в таком ускоренном постмодерне, что вполне может так случиться, что у ВСУ появится свой атомный авианосец, курсирующий в паре сотне километров от Камчатки.
Источник: KTime