Полчища российских самолётов собираются у границ Украины перед большим наступлением. Или нет?
С прогнозами о подготовке российской стороной большого стратегического наступления в Украине в последние месяцы не выступал разве что ленивый. Правда, в последнюю неделю риторика украинской и американской власти по этому вопросу сильно изменилась в рамках некой новой генеральной информационной линии (но об этом ниже).
В последнее время некоторые СМИ то и дело сообщали о стягивании Россией своей штурмовой и истребительной авиации к украинской границе для поддержки предполагаемого наступления. Однако вчера в ходе пресс-конференции в рамках очередной встречи в "формате Рамштайн" эти сообщения опроверг министр обороны США Ллойд Остин.
"Что касается того, собирает ли Россия свои самолеты для какой-то массированной воздушной атаки, мы в настоящее время этого не видим. Но мы знаем, что у России есть значительное количество самолетов на вооружении и еще много возможностей", - заявил он.
Но буквально в тот же день британское издание Financial Times сообщило, что Россия стягивает к границам с Украиной самолёты для поддержки нового наступления.
"Разведданные, переданные союзникам по НАТО, показывают, что Россия накапливает самолеты и вертолеты у границы с Украиной, по словам двух официальных лиц, информированных о ее содержании. Это свидетельствует о том, что РФ готовится бросить в войну свои самолеты и вертолеты, чтобы поддержать наступление, которое захлёбывается", - пишет издание.
Спишем на красноречие британской прессы слова о том, что российское крупное наступление, которое пока не начиналось, "уже захлёбывается", и зададимся более важным вопросом: если Ллойд Остин утверждает, что РФ никаких самолётов к границе Украины не стягивает, а FT, со ссылкой на данные американской разведки, пишет, что стягивает, то кто-то из них явно лукавит.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
В свете изменения информационного подхода украинских и американских властей к освещению перспективы вероятного российского стратегического наступления в последние дни мы склонны думать, что "чего-то недоговаривает" именно Ллойд Остин.
Посудите сами: всего две недели назад западные и украинские чиновники наперебой заявляли о том, что "ближайшие недели и месяцы станут решающими для исхода войны в Украине". 9, 10 и 11 февраля в американской и британской мейнстримной прессе, включая такие авторитетные издания как The New York Times, Foreign Policy и The Sun, одна за другой выходили публикации, твердившие, что для нового крупномасштабного наступления Россия собрала 500 тысяч человек и 1800 танков, 3950 бронемашин, 2700 артиллерийских систем, 810 РСЗО, 400 истребителей и 300 вертолётов.
О "самых тяжёлых для Украины неделях и месяцах боёв", которые начнутся в ближайшее время, чуть более недели назад заявлял и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов. 11 февраля о том, что поставки западных вооружений предназначены для отражения Украиной массированного российского наступления, запланированного на весну, заявил координатор Совета национальной безопасности по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.
Однако, начиная с 12 февраля, риторика украинских и западных чиновников по поводу вероятного российского наступления резко меняется на противоположную, словно кто-то дёрнул рубильник. В частности, секретарь СНБО Алексей Данилов, ещё недавно предрекавший "самые тяжёлые месяцы войны", стал твердить о том, что "российское наступление уже началось, ограничится Донбассом, и уже проваливается".
Практически слово в слово риторику Данилова повторил вчера на встрече "формата Рамштайн" глава Объединённого комитета начальников штабов США Марк Милли. Он заявил, что российское наступление уже началось, ограничится исключительно Донбассом, имеет низкие шансы на успех, а сил для повторного наступления на Киев у России нет. Милли добавил, что Украина использует в войне ассиметричные преимущества, главные из которых - "мужество, выносливость и тактическая смекалка", а потому "Россия уже проиграла войну стратегически, оперативно и тактически".
Глава Минобороны США Ллойд Остин, в свою очередь, сказал, что союзники Киева будут делать всё возможное для того, чтобы обеспечить переход украинских сил в наступление весной.
Глядя на эту мгновенную смену риторики, возникает вопрос: куда же делись 500 тысяч российских солдат, 1800 танков и сотни самолётов, которые, по сообщениям американских СМИ со ссылкой на источники в разведке Украины и США, готовились к огромному стратегическому наступлению? Ведь такие цифры явно указывают на то, что спорадическое усиление лобовых атак небольшими группами пехоты и бронетехники на Бахмутском и Угледарском направлениях никак не может быть "тем самым" наступлением, которое прогнозировали западные и украинские политики и медиа, начиная с декабря. Не могла же вся эта армада "рассосаться" за пару дней.
Противоречие заявлений Ллойда Остина и данных из публикации Financial Times, которое мы упомянули в начале этого текста, проливает свет на вероятные причины смены риторики украинского и американского руководства по теме российского наступления на 180 градусов за считанные дни. Скорее всего, мы имеем дело со спланированной информационной кампанией, цель которой - внушить европейским членам НАТО веру в способность Украины наступать и, в конечном итоге, выиграть войну. Информация о подготовке Россией огромного стратегического наступления явно не способствовала этой цели, потому её решили "прикрутить", заменив в официальной риторике победными реляциями о том, что "наступление уже началось, ограничится Донбассом, и практически отбито".
Но, как и во всякой информационной кампании, здесь есть одна загвоздка: ситуации "на земле" она не меняет. И если американские и украинские должностные лица стали отрицать подготовку РФ к масштабному наступлению, это вовсе не означает, что к границе не стягиваются самолёты, а тысячи танков и полмиллиона российских солдат одномоментно "разложились на плесень и на липовый мёд".