Что не так у самого кошерного на планете народа, или почему израильтяне против?
В Израиле с начала года – бесконечные массовые протесты, периодически переходящие в настоящие погромы. Последняя акция была буквально вчера. На улицы, по данным СМИ, вышли около полумиллиона человек.
Израиль для Украины и украинцев – государство особенное. Большинство украинцев там вообще ни разу не было, хотя бы потому, что страна даже для туризма очень недешевая. Но есть еще украинская элита, у которой с Израилем прописан свой гамбургский счет. Игорь Коломойский, Гарик Корогодский, братья Суркисы, Дмитрий Табачник, Михаил Радуцкий, Борислав Береза, Геннадий Корбан, Вадим Рабинович… Список настолько огромный, что боимся кого-то из светлых людей обидеть, вдруг кого забыли. Все они, безусловно, большие украинцы и еще большие патриоты, но на всякий случай каждый из них неоднократно бывал в Израиле, а мы подозреваем, что бывал не только в гостях.
Поэтому, когда в Израиле что-то происходит, особенно что-то агрессивно-непонятное, то это правильнее воспринимать, как волнения на отдаленной хозяйской даче. А волнения там сейчас очень серьезные.
Итак, короткая хронология.
Минувшей осенью в Израиле завершились досрочные парламентские выборы, по итогам которых на фотофинише сумел в очередной раз победить Биньямин Нетаньяху. Для Биби (так Нетаньяху называют в Израиле) это уже третий премьерский заход в карьере, и по этому показателю он точно самый уникальный местный политик.
Саму политику Нетаньяху мы сейчас подробно разбирать не будем. Отметим только, что по местной шкале он считается крайне правым политиком с очень специфическим набором ценностей. При этом его трудно загнать в какие-то шаблоны, вроде «друг Путина», или «ориентируется исключительно на США». И это очень хорошо видно по политике кабинета Нетаньяху относительно российско-украинской войны. Он ведет себя ровно так, что ни в Москве, ни в Киеве однозначно до сих пор не могут сказать, на чьей же стороне Израиль.
И вот с нового своего премьерского захода Нетаньяху и его партия «Ликуд» инициировали радикальную судебную реформу. Со стороны она чем-то здорово напоминает ситуацию с Конституционным Судом в Украине, которая была также очень скандальной, и непонятно, как бы вообще закончились, но тут началась большая война, и тема прочно выпала из информационной повестки.
Биби же решил часть ключевых полномочий Верховного суда Израиля передать кнессету (местной Верховной Раде). В частности, кнессет, согласно этой реформе, должен получить полномочия отменять решения Верховного суда относительно законов и решений правительства, то есть у судейского корпуса забирается право оставлять за собой последний вердикт. Более того, кнессет еще и должен получить функцию назначать самих судей Верховного суда.
Сам Нетаньяху это подает как «восстановление баланса между выборными должностными лицами и судьями». А вот критики этой реформы – они как раз сейчас и вышли на улицы – утверждают, что все это сужает гражданские свободы и увеличивает диктат государства. Так ли это – вопрос личных политических пристрастий. Но отметим, что общество в Израиле очень сильно сейчас поляризуется. Это еще не состояние украинских майданов, но аналогию с современными США уже можно проводить.
И еще отметим один момент, который свидетельствует о переходе Израиля к «жесткому курсу». В конце февраля кабинет Нетаньяху вернул смертную казнь для террористов. Учитывая общую турбулентность планеты, а также стремительное группирование стран по своим стаям, по Израилю очень четко видно, что «демократические излишества» там очень быстро сворачиваются. Не так быстро, как в Украине, но вектор именно такой.
Характерно также, что наши репатрианты в Израиле какой-то единой позиции по протестам не имеют. Мы обзвонили несколько наших бывших сограждан (хотя разве бывшие бывают?), проживающих сейчас в Израиле, и услышали самые разные и даже противоречивые позиции по этим протестам. Одни говорили об ортодоксах-судьях, другие о диктаторе Нетаньяху, еще один человек рассказывал о детях на акциях протеста… И это все тоже нам здорово напомнило события украинского Майдана, где было и «отрезанное ухо Булатова», и «распятый мальчик», и еще очень много дичи, приведшей к той точке, где все мы оказались сейчас.
Источник: KTime