«Театр 19» уже успел стать одной из визиток Харькова, причем не менее узнаваемой, чем площадь Свободы или университет. От выступления к выступлению театру удается собирать полные залы. Постановка в Донецке не стала исключением. И такой успех небезоснователен.
Несмотря на то, что в нынешнем году театр отметил двенадцатилетие, его по-прежнему называют молодым. Но это ничуть не снижает планку для режиссера и актеров. Каждая постановка - событие в театральной жизни. Наш зритель уже имел возможность оценить некоторые спектакли коллектива. На сей раз на сцене Донецкого драмтеатра актеры из Харькова показали одну из своих самых известных постановок «ЧМО».
«Они тебя ломать будут, а ты держись»
Армия – это же ого-го! Это - сила и мощь великой державы СССР, смелые сержанты и уверенные офицеры. Но такова лишь одна сторона медали, а в частях раскрывается совсем другая армия. Если вы не служили, то «ЧМО» к вашим услугам: люди, которым есть с чем сравнивать, говорят, что очень правдоподобно и убедительно. Армия без грима, где не ты решаешь, кто ЧМО, а кто нет. Но тот ли смысл вкладывал режиссер в аббревиатуру? Человек, мешающий обществу, – так вернее.
Как-то в подсобном хозяйстве одного воинского подразделения, где сержант Хрустяшин по прозвищу Хруст выращивает свиней, появляется пополнение: вчерашний студент из-под Питера Андрей Новиков, играющий на скрипке и верящий в Бога. Не по уставу как-то…
А раз не по уставу, нужно переделать, перекроить по своим меркам. А он, дурак, не хочет отказаться от того, во что верит, да еще и на того, кто бесхарактерным подлецом казался, влияет. Им бы на «дедушек» Советской Армии посмотреть, ума набраться. Вот, например, Бес. Достойно прошел службу, дембель не за горами. Госимущество разворовывает, руки распускает, нравственность для него – пустой звук, – так бывает. И не понимают старшие по званию, почему Андрей так противится этому, почему считает, что не по-людски это. Но люди же не свиньи, которых выращивает новичок на пару с чуть более опытным Хрустяшиным.
И все же иногда в жизни приходится отказаться от принципов. Вопрос лишь в том, ради чего – собственного комфорта или чтобы кому-то еще, кроме тебя, стало хоть немного спокойнее.
Под коньячок да под яблочко
Люди! Люди, которые сидели в третьем ряду партера и весь спектакль пили коньяк, и те, что сидели в шестом ряду и съели два килограмма яблок, поймите же наконец: театр – не ваша квартира, где можно делать все что угодно.
Вам показывают, как человеческие судьбы ломаются, как юмор, которого в начале спектакля было именно столько, сколько нужно, перерастает в пугающий гротеск, когда забываешь дышать, надеясь на чудо, надеясь, что все-таки добро победит зло, а вы продолжаете озорно хихикать. Не по-человечески и это.
Олегу Дидыку (Бес) и Сергею Савлуку (Хруст) отдельное спасибо. Вот ярчайший пример того, что работу нужно делать не только для галочки. Великолепна Наталья Иванская, сыгравшая Аньку, несчастную женщину, не сумевшую противостоять обстоятельствам.
Такие постановки – как глоток свежего воздуха. Спасибо, «Театр 19», приезжай еще.
Анна МИУСКОВА