Признаться, я с волнением отправлялась на долгожданную премьеру «Летучего голландца», поскольку опера – особый жанр музыкально-драматического искусства, понятный и принятый не всеми. Однако мои опасения были напрасны: на сцене «Донбасс Оперы» разлилось бескрайнее море, соревнующееся по мощи с изумительными голосами оперных исполнителей.
В масштабном культурном проекте приняли участие украинские, российские и немецкие постановщики, дирижеры, исполнители. На преодоление языкового барьера, разучивание немецких текстов, изготовление декораций и костюмов, а также на проведение постановочных репетиций в общей сложности ушло два года. «Летучий голландец» отправился в самостоятельное плавание 8 декабря.
Любовь до смерти
Согласно оригинальной трактовке режиссера-постановщика Мары Курочки, история переносит нас в мир главной героини Сенты (солистка Национальной оперы Украины Олеся Алексеева), которая с самого детства грезит о далеком скитальце. Много лет назад она впервые услышала балладу о капитане корабля, обреченном вечно бороздить моря. Снять с него проклятие может верность любящего сердца, а потому раз в семь лет Голландец (Андреас Макко) ступает на землю, чтобы отыскать возлюбленную. Сопереживая ему, девушка решает спасти человека, ведь в его образе она видит не только идеал, но и родственную душу, избавителя от обременительного отцовского дома. Однако ее реальная жизнь отличается от мечтаний: отец Даланд (Вальтер Финк) выдает Сенту замуж за друга детства Эрика (солист «Донбасс Оперы» Виталий Козин) и тем самым подводит девушку к самоубийству. В предсмертном сне она воплощает в жизнь свои грезы, повстречав Голландца и доказав ему верность. Между тем, любимому мужчине Сенты суждено стать ее проводником в царство мертвых.
Титанический труд
Трагическая любовь по произведению Рихарда Вагнера на донецкой сцене обрела новые грани, возможности и рубежи. С помощью уникального современного видеопроектора сценографы Торге Меллер и Момме Хинрихс создали иллюзию плывущего корабля, бушующего моря и подводного мира – столь реалистичного изображения, что казалось, море вот-вот разольется в зрительный зал.
Постановка потрясающая, а слаженность работы приближена к идеалу. Эта опера стоила титанических усилий интернациональной труппы и хора театра, потому что вокалисты должны петь не только стоя, но и ползая по сцене. Если говорить о финансовых расходах, стоимость проекта составила 3,5 млн. грн., но и эта сумма не является окончательной.
Генеральным партнером проекта выступила компания «СКМ», акционером которой является Ринат Ахметов. «Культурная среда сегодня принадлежит активным и креативным. Постановка известной оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» – революционная, синтетическая, неординарная. Это – своеобразный вызов театральным возможностям, – отметила директор по связям с общественностью и коммуникаций компании «СКМ» Наталья Емченко. – Надеюсь, что этот яркий проект уничтожит много культурных штампов и социальных стереотипов. В том числе о том, что в промышленном регионе нельзя ожидать арт-взрыва. Но – состоялось!».
Наталья ЛЕХАН