В широкий прокат 7 февраля вышел фильм отечественного производства (что уже само по себе торжественное событие и дело необычное) под названием «Обычное дело» – социальная трагикомедия о том, как непрактично мыслить поэтично в нашей суровой действительности.
Режиссером, автором сценария, монтажером и композитором выступил дебютант Валентин Васянович – выпускник Киевского театрального университета им. Карпенко-Карого и ученик Варшавской школы режиссерского мастерства Анджея Вайды. Профинансировало картину Государственное агентство по вопросам кино (бюджет составил 6 миллионов гривен). Премьера состоялась в июле прошлого года в рамках международной конкурсной программы Одесского кинофестиваля, где ленту наградили специальным призом жюри «за шаг к возрождению украинского кинематографа» и премией «Дон Кихот» от Международной федерации киноклубов.
Рассказ в «Обычном деле» ведется от первого лица – доктора-нарколога Толика. Фильм начинается с жизнерадостных семейных картинок: муж и жена, как дети, резвятся в воде, брызгаются и топят друг друга, на берегу за ними наблюдает сын и большая, добрая, улыбающаяся собака. За кадром звучит опустошенный, безжизненный голос: «Тепер ми вже не ті. Я погладшав, та й Марта втратила форму, хоча вона й актриса. Але для нашого віку це нормально. Звичайна справа…».
За очередную драку с пациентами (которых Толик пассивно-агрессивно ненавидит, впрочем, как и стерву-главврача, увлекающуюся садомазо, и коллегу-доктора, мерзко поедающего сгущенку) его увольняют с работы, чему герой несказанно рад: теперь, наконец, он сможет осуществить мечту всей своей жизни – стать поэтом. Но, оказывается, писать стихи – голодно и холодно…
Монотонно, местами сонливо и заунывно, однако уверенно режиссер ведет своего героя к мечте: через скандалы с женой, унизительные подработки клубным клоуном, бутылку, нестиранность, небритость, одиночество, кладбище. «Обычное дело» говорит о насущном и злободневном, о том, что предельно близко и понятно каждому недовольному жизнью украинскому зрителю. Васянович выбирает волну трагического сарказма и следует ей до финальных титров.
Хорош в фильме и исполнитель главной роли, хотя он так же монотонен и местами бездыханен, как и сама картина. Тарас Денисенко не только сыграл нарколога с душой поэта, но и сам написал для своего персонажа стихи, причем довольно неплохие.
«Обычное дело» – необычно достойное кино как для продукта отечественного производства. Ему, возможно, не хватает стиля, событийности, характеров, фактуры, денег в конце концов. Зато его не хочется выплюнуть, как плохо пережеванную пленку под названием «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», сырую, кострубатую, со вкусом дешевого хозяйственного мыла…
Цените лучшее!