Завершился 63-й Берлинский кинофестиваль. Наши режиссеры в Германии заявили об украинском кинематографе исключительно в ознакомительных целях, на награды и оценку жюри на сей раз претензий нет.
Всего с 7 февраля, когда киносмотр открылся картиной китайского режиссера и председателя жюри Вонга Кар Вая «Великие мастера», было показано 400 работ со всего мира.
В нынешнем году директору фестиваля Дитеру Косслику пришлось отбиваться от критиков, которые упрекали его в том, что он привез на форум мало мировых премьер, а состав участников якобы был довольно слабым для смотра такого калибра. Однако один и довольно сильный козырь в его рукаве был – в виде фильма «Закрытый занавес» опального иранского режиссера Джафара Панахи, который осужден на родине за антиправительственную деятельность и отстранен от работы на 20 лет. В итоге фильм был отмечен наградой за лучший сценарий, что лишний раз подтвердило репутацию Берлинале как довольно политизированного кинофорума. По большому счету, главные призы дают не за качество фильма, а за тему работы.
Две награды, которые увез в Боснию и Герцеговину Данис Танович за фильм «Эпизод из жизни сборщика железа», рассказывающий о мытарствах цыганской семьи, – лучшее подтверждение того, что на фестивале любят социальные темы. Сыгравший самого себя Назиф Мужич отмечен «Серебряным медведем» за лучшую мужскую роль, а сама лента получила Гран-при жюри.
Приз за художественные достижения присужден оператору Азизу Жамбакиеву за фильм «Уроки гармонии», снятый молодым режиссером Эмиром Байгазиным из Казахстана. Специалисты склонны считать, что, отдав награды этим трем, безусловно заслуживающим внимания фильмам, критики как бы поддержали репутацию фестиваля, на котором рады новичкам, и предложили публике сосредоточиться на других «медведях». Награду за лучшую женскую роль получила Паулина Гарсиа, сыгравшая в чилийской комедийной мелодраме «Глория» Себастьяна Лелио.
Настоящим сюрпризом стал «медведь» за лучшую режиссуру, присужденный американцу Дэвиду Гордону Грину за ленту «Повелитель лавин».
Разумеется, основное внимание было приковано к «Золотому медведю» – главному призу Берлинского кинофестиваля. «Поза ребенка» румына Калина Питера Нецера забрала награду. Журналистам тут же стали говорить о «восточноевропейском оттенке» 63-го Берлинале.
«Поза ребенка» – фильм о взаимоотношениях матери с сыном, которому грозит тюремное заключение. Одним холодным мартовским вечером Барбу колесит по улицам, сильно превышая скорость, и сбивает ребенка. Мальчик умирает вскоре после аварии. Барбу ожидает лишение свободы на срок от 3-х до 15-ти лет. Но тут его мать, Корнелия, решает вмешаться.
Во время фестиваля работал стенд украинского кинематографа. Здесь можно было посмотреть кинофильмы наших режиссеров разных лет: от ставшей уже классикой «Земли» Довженко до арт-хаусных короткометражек молодых авторов.