Признаться, оперное искусство мне не близко. Но «Летучий голландец» – совсем другое дело. Украинско-немецкий проект – настоящее произведение искусства, которым можно восхищаться снова и снова. Тем более что в феврале ведущие партии в постановке исполнили солисты «Донбасс Оперы».
Мне посчастливилось побывать на премьере «Летучего голландца» как в исполнении интернациональной труппы, так и хорошо известных дончанам артистов. Но присматриваться к мелочам, в надежде отыскать 5-10 отличий между постановками, было бы неправильно – одно и то же произведение воспринимаешь иначе не потому, что оно сыграно сильнее или слабее, а в зависимости от настроения, с каким ты приходишь в театр.
Но даже зная наперед о том, где и когда появится призрак, спустится морская волна или причалит корабль, эти моменты ждешь с нетерпением. Они одинаковые (постановка и в самом деле так тщательно отрепетирована, что напоминает собой устройство механических часов) и в то же время абсолютно непохожие. Как и те голоса, которые льются со сцены.
Новое звучание
Ведущий солист оперы Александр Благодарный создал идеальный образ капитана корабля-призрака: трагичный и одновременно романтичный. Он эффектно спустился на якоре с 12-метровой высоты и с первых секунд покорил зрителей своим исполнительским мастерством.
«Для меня эта премьера особенная, потому что это первый опыт исполнения произведения Рихарда Вагнера. У него очень интересная музыка. Я уже 20 лет на сцене, но очень волнуюсь перед каждым спектаклем. Немецкий язык для меня новый, но никаких трудностей в работе не было, и я очень рад, что обрел новый язык для исполнения. Что касается режиссерского решения, то режиссер-постановщик Мара Курочка, не изменив текста либретто, выровняла значимость самого Голландца и Зенты. Она отказалась от знаменитого портрета главного героя, заменив его сном. Получилось очень красиво и оригинально», – отметил Александр Благодарный.
Под стать Голландцу и Зента – примадонна «Донбасс Оперы» Татьяна Плеханова, создавшая целостный образ своей героини. Драматическая баллада Зенты «Встречали ли вы в море корабль» – один из важнейших эпизодов оперы, в исполнении Татьяны звучит непревзойденно. В музыке баллады, как и в увертюре, рисующей разбушевавшуюся стихию и проклятье, тяготеющее над героем, противопоставлена умиротворенная мелодия искупления, согретая чувством любви и сострадания.
«Музыка Вагнера очень красивая. Это музыка чувств. Композитор много вложил в дуэт Зенты и Голландца, чтобы показать зрителю идеальную любовь – мечту, воплотившуюся в жизнь», – сказала Татьяна Плеханова.
Затаив дыхание
В заключение хочется отметить, что этот спектакль поднял уровень оперного искусства Украины до небывалых высот, и прежде всего – уровень сценического мастерства как постановщиков, так и артистов донецкой оперы. Закономерно, что все последующие постановки театра я теперь буду сравнивать не с оперой «Евгений Онегин», где герои статичны и вызывают скуку, и не с оперой «Богема», в которой все время отвлекаешься для того, чтобы прочесть субтитры, а с безусловным фаворитом, каковым является «Летучий голландец».
На его создание ушло много сил, времени и титанического труда, и результат, как мне кажется, сумел превзойти все ожидания. Когда на донецкой сцене появится новый, равный ему шедевр, сложно сказать, но радует то, что коллектив театра готов удерживать достигнутую творческую высоту.
Наталья ЛЕХАН