Чтобы ответить на наиболее острые вопросы, связанные с перспективами добычи углеводородов в индустриальном Донецком регионе, на совещание в Донецк прибыли министры энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий и экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков. В обсуждении проекта также приняли участие председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук, губернатор области Андрей Шишацкий, руководители городов и районов региона, представители науки и общественных организаций.
Говоря о неоднозначном восприятии перспектив газодобычи на территории области, участники совещания отметили, что основной проблемой сейчас являются не реальные экологические риски, а недостаток объективной и достоверной информации в обществе. Именно на фоне этого противники реализации проекта используют не всегда подкрепленные фактами сообщения об угрозе возникновения дефицита воды в маловодном Донецком регионе и резкого увеличения техногенной нагрузки.
Основной проблемой сейчас являются не реальные экологические риски, а недостаток объективной и достоверной информации в обществе.
«Одним из главных выводов, сделанных по итогам работы в Донецке, стала необходимость более активного привлечения общественных организаций к контролю за всеми этапами осуществления проекта, начиная с изучения опыта работы компании «Шелл» по добыче газа на других объектах, как в Украине, так и за рубежом, и заканчивая независимой экспертизой конкретных проектов по бурению скважин, разработанных по итогам геологоразведки», – отметил председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук.
Политика добычи
Комментируя причины возникновения дефицита информации о ходе реализации проекта по добыче газа на Юзовской площадке, министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий отметил, что никакого замалчивания деталей процессов, связанных с заключением договора о разделе углеводородов, не было. «Работа по подготовке к добыче газа из плотных слоев песчаника на самом деле началась два года назад. Начиная с этого времени, все совещания и переговоры, как в столице, так и в регионах, проходили открыто, освещались прессой и до последнего времени не вызывали в обществе никаких негативных отзывов. С заключением договора о разделе продукции мы смогли наконец сконцентрироваться на практической реализации и, возможно, несколько выпустили из внимания информационное поле», – отметил министр. Чем, по его словам, воспользовались противники диверсификации источников энергоносителей в Украине. «Безусловно, новые внутренние источники углеводорода в Украине ставят под угрозу монополию российского «Газпрома» на поставку природного газа для нужд нашей промышленности, сферы ЖКХ. Кроме того, некоторые политические силы, не сумев достичь нужного им результата на выборах, решили набрать очки на организации общественных протестов, выбрав тему сланцевого газа», – считает Эдуард Ставицкий.
Одним из главных выводов, сделанных по итогам работы в Донецке, стала необходимость более активного привлечения общественных организаций к контролю за всеми этапами осуществления проекта».
Андрей Федорук
Андрей Федорук
По поводу законности действий центральных и местных органов власти при заключении договора о разделе углеводородов участники совещания считают, что все этапы этой работы были четко регламентированы действующим законодательством Украины. Иски общественных организаций, в настоящее время находящиеся на рассмотрении в судах, по мнению Андрея Федорука, это лишний повод убедиться в том, что все формальности были соблюдены.
«Я думаю, суд всесторонне изучит и примет правильное и законное решение. После него мы все должны идти в данном правовом поле, подчиняться решению суда и выстраивать дальнейшую работу с учетом оценки депутатов областного совета, местных депутатов, жителей региона», – подчеркнул спикер Донецкого областного совета.
Экология добычи
Что касается экологической составляющей добычи газа по современным технологиям, то министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков считает, что любая человеческая деятельность, а тем более добыча полезных ископаемых, безусловно, несет определенные риски для окружающей среды. Но каждому проекту необходима комплексная оценка. В настоящее время Украина, стремясь снизить потребление дорогого российского газа, частично переходит на использование других видов топлива в той же теплоэнергетике. Однако природный газ является наиболее чистым энергоносителем. Поэтому увеличение добычи собственного газа и использование его в энергетике позволит сократить количество вредных выбросов в атмосферу в значительно большей степени, чем сам процесс добычи потенциально может оказаться опасным для экологии региона.
По оценкам специалистов, стоимость газа плотных песчаников отечественной добычи в зависимости от объемов, подтвержденных геологоразведкой, может составить от 160 до 260 долларов. Это в два раза дешевле, чем платит сейчас Украина за российский газ.
«Выбросы Славянской ТЭС в десять раз превышают среднеевропейские показатели, и никто по данному поводу не возмущается и ни о какой экологической катастрофе не говорит. «Шелл» – крупнейшая международная компания с блестящей репутацией. Ее инвестиции в наш регион это, помимо всего прочего, создание новых рабочих мест, удешевление энергоресурсов. Я сторонник проведения независимых экспертиз проекта. Как губернатор, я настаиваю на проведении активной информационной политики», – отметил губернатор области Андрей Шишацкий. Он также предложил создать информационный центр по мониторингу разведки и добычи альтернативного газа с представителями протестного движения.
Министр экологии и природных ресурсов Украины Олег Проскуряков заверил присутствующих в том, что министерство понимает суть проблемы. «Те риски, о которых говорят в связи с применением гидроразрыва для добычи газа, сильно преувеличены. Во-первых, эту технологию без каких бы то ни было серьезных последствий для экологии уже давно используют в Украине наши предприятия. Что касается риска загрязнения бассейна питьевых вод, то 90% питьевой воды у нас идет из рек, еще 10% берутся из водоносных горизонтов, находящихся на глубине до 300-400 м. При добыче газа техническая вода будет закачиваться на глубину 3-4 км. Фильтрационные свойства горных пород позволят очистить воду от искусственных примесей, которые к тому же не являются опасными химреактивами», – сказал министр.
Природный газ является наиболее чистым энергоносителем. Поэтому увеличение добычи собственного газа и использование его в энергетике позволит сократить количество вредных выбросов в атмосферу...
Технология добычи сланцевого газа безопасна для водных запасов Украины, – считает президент Ассоциации геологов Украины Павел Загороднюк, побывавший в Донецке.
«О ее опасности судите сами: на 91% – это чистая вода, 8% – песок, еще 1% –шампуни, жидкости для мытья автомобильных стекол, пудра, то есть все то, что мы используем в быту. Поверьте, у себя во дворе, гаражах мы выливаем на землю более агрессивные жидкости. Благодаря применению современных технологий при добыче сланцевого газа, на одну скважину понадобится столько же воды, сколько использует одна пятиэтажка-«хрущевка», констатировал эксперт.
Экономика добычи
Опыт разработки сланцевых газов в США свидетельствует о том, что за 7 лет активной разработки страна сумела нарастить добычу углеводородов на 40%, перестав импортировать энергоноситель и выйдя с газом собственной добычи на экспортные рынки. Собственную стратегию по развитию этой отрасли разработал и Евросоюз, где решением Европарламента были отменены установленные ранее в отдельных странах моратории на добычу сланцевых газов.
По оценкам специалистов, стоимость газа плотных песчаников отечественной добычи в зависимости от объемов, подтвержденных геологоразведкой, может составить от 160 до 260 долларов. Это в два раза дешевле, чем платит сейчас Украина за российский газ. Через 4-7 лет добыча углеводородов на Юзовском участке может выйти, по пессимистическим прогнозам, на объем около 10 млрд. куб. метров газа в год, а по оптимистическим – около 20 млрд. куб. метров.
Сегодня наша экономика использует около 50 млрд. куб. метров газа в год. Большую часть использует промышленность. При этом собственная добыча у нас находится на уровне 22 млрд. куб. метров газа в год. Соответственно 28 млрд. кубометров необходимо экспортировать. Если же будет реализован оптимистический сценарий, сотрудничество с «Шелл» позволит сократить энергозависимость государства еще на 20 млрд. куб. метров газа в год.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ