Вечер раздачи призов Российской Академии кинематографических искусств традиционно привлек много внимания. Нынешняя церемония прошла без сенсаций: главный приз ушел фавориту, отметили украинцев, вспомнили Андрея Панина, не забыли о Ренате Литвиновой.
Больше других порадовало вручение статуэтки в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Кира Муратова и ее «Вечное возвращение» были признаны вне конкуренции. Статуэтку вместо режиссера из рук актера Владимира Зельдина и актрисы Веры Глаголевой получил продюсер картины Олег Кохан.
Фильм Муратовой рассказывает историю бывших однокурсников – мужчины и женщины. Они не встречались много лет, жили в разных городах. Случайно оказавшись в командировке в том городе, где живет его однокурсница, мужчина приходит к ней за советом: что делать, если он любит двух женщин? В картине одна и та же сцена исполняется разными парами актеров, в числе которых Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и Виталий Линецкий.
Было ясно, что борьба развернется между двумя фаворитами – «Ордой» (11 номинаций) и «Фаустом» (8 номинаций). «Фауста» Сокурова высоко оценили в мире (одна награда Венецианского МКФ чего стоит!) и не очень-то поняли и приняли на родине. Но когда в зале появился режиссер, стало понятно, что на этот раз все-таки киноакадемики признают талант Сокурова. Ожидания оправдались: триумф получился двойной – наконец-то совпало так, что «лучший фильм» сделал «лучший режиссер». А между прочим, у Сокурова здесь были неслабые конкуренты – Алексей Балабанов и Андрей Прошкин. Антон Адасинский также получил премию за лучшую мужскую роль, правда, разделить ее пришлось с Максимом Сухановым, отличившимся в «Орде». «Лучшая женская роль» ушла к Розе Хайруллиной («Орда»).
В категории «Лучшая мужская роль второго плана» награду вручал Сергей Гармаш.
«Какая-то картина остается в твоей памяти только деньгами, какая-то – городом, какая-то – компанией», – сказал актер. А затем нарушил все традиции и, не вскрывая конверта, объявил, что победителем посмертно становится Андрей Панин, сыгравший в фильме «Искупление». Роль бывшего фронтовика Федора, который после Великой Отечественной войны работает в доме культуры разоренного южного городка, разрушила представление о привычном актерском амплуа Панина.
В номинации «Лучшая женская роль второго плана» победила Татьяна Друбич, снявшаяся в фильме Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты».
«Лучшим неигровым фильмом» стал «Антон тут рядом» Любови Аркус – пронзительный рассказ о мальчике-аутисте, которому режиссер помогла начать новую жизнь и адаптироваться в обществе. Принимая награду, Аркус заметила, что сейчас Антон живет под Санкт-Петербургом вместе со своей семьей, и призвала всех помогать таким детям, как он.
В номинации «Лучший анимационный фильм» победила картина «Бессмертный» Михаила Алдашина, награду которому вручил его учитель Гарри Бардин.
Режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе получили спецпризы «Ники» – «За выдающийся вклад в кинематограф». К слову, почетные призы отныне будут носить имя Алексея Германа-старшего.
Обладатели еще одного спецприза «Ники» – «Честь и достоинство» – Инна Чурикова и Глеб Панфилов.
Приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» получил Сергей Урсуляк за фильм «Жизнь и судьба».
Анна Миускова