В отсутствие альтернативы со стороны украинских каналов мы следим за международными велогонками, биатлоном и лыжным спортом благодаря российским трансляциям. Потому известный комментатор «Евроспорта» Сергей Курдюков давно стал «своим» для зрителей. Вот вам и объяснение, почему у дончан и комментатора такие теплые, даже дружеские отношения.
«Grand-Prix Донецка – 2013 – увезу отсюда ощущение большого, красочного спортивного праздника, тепло улыбок и тепло долгожданного, настоящего весеннего солнца». Так подытожил Сергей минувшие выходные, которые он провел в Донецке. Курдюков здесь не первый раз. Причиной традиционно стала международная велогонка, которую на сей раз выиграл донецкий спортсмен Анатолий Пахтусов. Наибольший интерес у зрителей вызвали прославленные гонщики, которые стали почетными гостями соревнований, а также комментатор, которого за два дня не единожды сравнивали с Махарадзе и Озеровым. Курдюков лишь улыбался, отвечая, что такие мастера – эталон в работе, а себя к ним приписывать не спешит. А вот другие темы обсуждает куда более охотно.
Вы не первый раз на этих соревнованиях. Ваши впечатления? Чем отличалась нынешняя гонка от предыдущих?
Замечательная атмосфера. В тонком человеческом плане все прекрасно: с каждым годом становится все теплее и теплее. От меня, естественно, ждут спортивного резюме, с моей профессиональной точки зрения. Чисто спортивное качество гонки растет неудержимо. Если открыть и посмотреть среднюю скорость, то в этом очень легко удостовериться. Несмотря на то, что на старт выходило более 150 человек, выпадали очень немногие. Совсем молодые держатся, рубятся. Важный момент в том, что это большой спортивный фестиваль. Это уже мероприятие несколько иного звучания: теперь речь не только о топ-спорте, а о подъеме общей велосипедной культуры.
Есть ли подобные фестивали в других странах?
В традиционных велосипедных странах иногда стараются обставить соревнования невелосипедными мероприятиями. У них нет необходимости задействовать весь спектр увлечения велосипедом. Они делают из чисто спортивных соревнований культурные мероприятия. Но фестивали, подобные «ВелоДонбассу», нужны Украине и всем странам СНГ. В Западной Европе все это есть – около 80% населения пользуется велосипедом. Они могут привлечь невероятное количество людей просто названием гонки. Перед нами поставлена более комплексная задача.
Чем работа в Донецке принципиально отличается от европейских гонок?
Все крупные европейские соревнования я веду с комментаторского места. В этом принципиальное отличие. По большому счету, это рубка космического корабля (смеется), где ты обставлен компьютерами, мониторами. Здесь же – атмосфера непосредственного, живого контакта с болельщиками, гонщиками, тренерами. У меня такой опыт работы только на постсоветском пространстве.
Профессионализм украинских комментаторов не всегда заслуживает оваций. При этом в сторону их российских коллег можно услышать обвинения в субъективизме. Другими словами, становится понятно, за кого болеет комментатор. На ваш взгляд, это недостаток?
Мне в меньшей степени ставят в вину субъективность. Все мы – живые люди. И болельщики – живые люди. Иногда такие конфликты просто смешны. Ни в коем случае не стоит принимать слишком близко к сердцу резкую критику отдельно взятого болельщика – это не трагедия. Я как раз за то, чтобы не было общения между комментаторами, журналистами и болельщиками в формате «туго завязанного галстука». Я считаю, что это – дело достаточно неформальное и веселое. Нужно быть раскованным – это жизнь во всех ее проявлениях. Поскольку мы не роботы, мы тоже болеем. Есть люди, которые какими-то проявлениями мне не понравились. Но это не застывшее отношение: через пару дней он совершит поступок на гонках или вне, который его поднимет в моих глазах и я легко поменяю свое мнение.
В Интернете я нашла много комментариев, в которых люди признаются, что стали увлекаться велоспортом и биатлоном благодаря вам и вашей работе. Это льстит?
Скажем так, это радует. Лесть возникает в двух случаях. В первом случае тебя нахваливают в расчете получить какую-то выгоду. А что здесь можно получить? Второй тип лести – просто захваливание. Положительные отзывы о своей работе я воспринимаю как оценку, которая меня вдохновляет. Я понимаю, что недаром лезу из кожи вон. Есть некая общая мотивация, и вот то, о чем мы говорим, – часть этой мотивации. Мне бы хотелось, чтобы велосипед был не экзотикой, а частью жизни. Чтобы велокультура была такой, как в Италии, Голландии.
То есть Москва, Киев или Донецк через несколько лет станут такими, как Амстердам с его тысячными парковками и повсеместной велоразметкой?
Через несколько лет, конечно же, нет, но по капельке, по капельке… Есть сложности, но нельзя сказать, что это безнадежно, и перестать вообще что-либо делать. В таком случае мы вернемся к исходному уровню. А потерять то, чего уже достигли, будет очень обидно.
София ГЛЯВСКАЯ