Парламент принял в первом чтении законопроект, который позволяет Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ), устанавливать тарифы на энергоносители без участия Кабинета министров. Не вызовет ли утверждение данного решения увеличения стоимости электроэнергии и цен на газ для населения?
С одной стороны, ничего революционного в одобренном Верховной Радой в первом чтении законопроекте нет. В нем предлагается передать Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики, полномочия по установлению цен на электроэнергию и газ для населения.
Собственно говоря, именно этим комиссия и занимается в настоящее время, только решения НКРЭ согласовываются с Кабинетом министров. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют цели его принятия тем, что это «устраняет правовой пробел в регулировании полномочий органов государственной власти в части установления цен и тарифов на электроэнергию и природный газ для населения».
Очевидно, имеются в виду обязательства Украины перед энергосообществом передать такие функции независимому регулирующему органу в лице НКРЭ.
Вместе с тем, высказывается мнение, что этот шаг теоретически может снять ответственность с правительства в случае, если в конце лета тарифы на электроэнергию и газ все же будут увеличены. По различным прогнозам, стоимость киловатт-часа может возрасти на четверть. Напомним: НКРЭ в 2012 г. заявляла, что себестоимость киловатт-часа для населения составляет 90 коп. Что касается газа, то он может подорожать на 20%. Повышение цен на газ для населения и ТЭК является ключевым условием восстановления сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ). Фонд не настаивает на одномоментном повышении тарифов до уровня себестоимости, но требует от правительства решить в среднесрочной перспективе проблемы дефицита средств НАК «Нафтогаз Украины». Согласно расчетам МВФ, ежегодно Украина тратит на субсидии до 5% ВВП страны. «Цены на газ в Украине гораздо ниже мировых. Мы не настаиваем на их соответствии, но украинские власти должны сделать шаги по снижению разницы», – заявлял ранее глава представительства Фонда Макс Альер. По его словам, без этого «политического решения» украинским властям не стоит рассчитывать на кредиты МВФ.
Вместе с тем реальный эффект от НКРЭ в лице громоотвода на самом деле будет крайне незначительным. Во-первых, независимым НКРЭ можно назвать весьма условно, ведь главу комиссии назначает президент. Кроме того, если уж правительство настолько озабочено общественным мнением, то, исходя из опыта прошлых повышений цен, можно сделать вывод, что в конечном счете народ так или иначе возлагает ответственность на власть, не особенно задумываясь над тем, какая комиссия кому подчинена и с кем что согласовывает. Так что озвученные ранее президентом позиции о неизменности стоимости газа для населения останутся в силе. И как в НКРЭ будут решать дилемму, непонятно.
С электроэнергией все гораздо проще. Она и так регулярно дорожает. Промышленные потребители ощущают это на себе практически каждый месяц, не успевая менять свои тарифы (в случае с предприятиями ЖКХ), что вводит их в долги перед энергетиками. А население уже получило градацию цен в зависимости от потребления, поэтому у Нацкомиссии есть большое пространство для маневра: накинуть несколько копеек до 150 киловатт, еще десяток после и по максимуму – свыше 800 киловатт.
Комментарий
Заместитель председателя Донецкой областной государственной администрации Валерий Лукашенко:
– На самом деле анализировать законопроект, принятый пока только в первом чтении, несколько преждевременно. Что касается НКРЭ, то она до сих пор не испытывала особых трудностей с поднятием цен на электроэнергию. Чего не скажешь о водо- и теплоснабжающих предприятиях, лишенных возможности корректировать свои тарифы в зависимости от стоимости электроэнергии, составляющей значительную часть себестоимости их услуг. На мой взгляд, необходимо повысить эффективность работы еще одной комиссии, регулирующей цены на услуги в сфере ЖКХ. Кроме того, Кабмин все же должен сохранить возможность контроля за данными регуляторами, поскольку тарифы имеют большое социальное значение.
Максим ЛЕОНИДОВ