Верховная Рада изменила закон об экстренной медпомощи — разрешила системе, в которую входит и «скорая», принимать пожертвования.
234 нардепа проголосовали за то, чтобы «для развития и улучшения материально-технической базы» медики брали добровольные взносы от организаций и физлиц. Член парламентского комитета по вопросам здравоохранения и бывший глава МОЗ Юрий Поляченко уверяет, что пациентам не стоит бояться вымогательств.
«Речь идет не о легализации теневых гонораров, а о сборе максимального количества небюджетных средств: от общественных организаций, спонсоров, меценатов – физических лиц, — уверен Поляченко. — Я оптимист: будет больше ресурсов».
Вместе с тем нейрохирург и бывший глава МОЗ Николай Полищук, наоборот, считает, что деньги с пациента со ссылкой на закон просить смогут.
«Внесение пожертвований — путь к коррупции и “звоночек”, что здравоохранение у нас для системы, а не для пациента, — считает он. — Экстренная медицина должна полностью обеспечиваться государством, как это происходит, например, в Грузии или Беларуси».
Сами врачи тех же «скорых» просят не паниковать: «Никто не возьмет баночку с надписью: “Подайте нам, люди добрые”. Просить на те же лекарства — смешно, они сейчас есть. Да, как и раньше, мы принимаем благодарность. И пациент сам решает, положить ли в карман “спасибо”», — говорит врач киевской «скорой» с более чем 30-летним стажем Сергей.
«Иногда могли с коллегами по молодости попросить 10 гривен на кофе — когда засыпали, дежуря по три раза в неделю, — добавляет его коллега, — вот такие у нас пожертвования».