«Прежде всего, хотел бы опровергнуть несколько мифов, – подчеркнул депутат. – Во-первых, говорят, что мы пытаемся подписать соглашение с ЕС в каком-то цейтноте. На самом деле, еще в 2003 году Верховная Рада приняла национальную программу адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза. То есть еще 10 лет назад парламент был готов гармонизировать отечественные и европейские законы. Более того, в 2010 году был принят Закон об основах внутренней и внешней политики, где в статье 11 было записано: «Обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском союзе». И за этот закон голосовали фракции: Партии регионов – 171 депутат «за» (всего во фракции – 172), БЮТ – 25 «за» из 155 депутатов, НУНС – 13 из 72, коммунисты – единогласно все 27 депутатов «за». В 2012 году Партия регионов шла на выборы с программой, в которой записано: «Получение ассоциированного членства в Евросоюзе, создание зоны свободной торговли, снятие визовых барьеров между Украиной и ЕС». Поэтому мы последовательно выполняем свои обещания, и соглашение не возникло “внезапно”».
«На самом деле, Евросоюзу очень выгодно подписать это соглашение по политическим соображениям. И если это не удастся, то представьте, какой это провал для еврочиновников и проекта «Восточное партнерство». Это настоящая катастрофа».
– Во-вторых, – продолжил Зарубинский, – говорят, будто мы слишком быстро принимаем законы, на которых настаивает ЕС. Но эти законопроекты на самом деле были готовы еще в начале года, и только политические раздоры в парламенте помешали их принятию.
Третий миф – парадокс, что Янукович, «пророссийский президент», теперь ведет Украину в Европу. На мой взгляд, «пророссийский» или «проевропейский» – следует определять, глядя на результаты деятельности. Зависимость от российского газа начала снижаться только при Януковиче.
Газ стали покупать из Европы – уже 1,5 миллиарда кубометров приобрели. Раньше никто не ставил вопрос о диверсификации энергоисточников, а при нынешнем президенте этот вопрос сдвинулся с места. Почему Россия сейчас нервничает? Потому что, оказывается, в Украине можно добывать не только сланцевый газ, но и другие нетрадиционные газы, в том числе газ из плотных песчаников. И это может дать нам через 15-20 лет почти полную независимость от импорта газа. Так следует ли называть такого президента «пророссийским»?
Еще один миф – будто бы мы отдаем предпочтение Европе, а с Россией наши отношения будут автоматически ухудшены. «У нас с Россией есть зона свободной торговли», – отметил депутат. Впервые соглашение о ней было подписано в 2004 году. Украина ратифицировала документ, а Россия – нет. «Мы снова педалировали этот вопрос, и в 2011 году было подписано соглашение о свободной торговле в рамках СНГ, – вспоминает Олег Зарубинский. – Оно ратифицировано и Украиной, и Россией. То есть механизм взаимодействия есть, теперь нужно, чтобы зона свободной торговли заработала».
Почему Россия сейчас нервничает? Потому что, оказывается, в Украине можно добывать не только сланцевый газ, но и другие нетрадиционные газы... И это может дать нам через 15-20 лет почти полную независимость от импорта газа. Так следует ли называть такого президента “пророссийским”?»
Нас пугают также, что после подписания соглашения с ЕС Украина должна будет адаптироваться к европейским стандартам. «Но Россия уже торгует с ЕС намного активнее, чем мы, – 60% российского товарооборота приходится на страны Евросоюза, – сказал политик. – Неужели кто-то думает, что Россия продает свои товары Германии или Италии по стандартам Таможенного союза, а не по стандартам ЕС? Конечно, россияне тоже адаптируются к европейским требованиям».
И наконец, депутат опроверг миф о том, что Украина больше заинтересована в соглашении об ассоциации, чем ЕС. «На самом деле, Евросоюзу очень выгодно подписать это соглашение, в том числе по политическим соображениям, – убежден Олег Зарубинский. – Проект «Восточное партнерство» был инициирован ЕС с целью укрепления отношений с шестью странами – Украиной, Беларусью, Молдовой, Арменией, Грузией и Азербайджаном. Каковы результаты этого проекта? С Белоруссией – никаких отношений, Армения недавно объявила, что присоединяется к Таможенному союзу. И если с Украиной не удастся подписать соглашение, то представьте, какой это провал для еврочиновников и проекта «Восточное партнерство». Это настоящая катастрофа».
Говоря об экономических перспективах нашей евроинтеграции, народный депутат Олег Зарубинский напомнил, что в странах ЕС проживает 7% населения Земли, но они производят 25% мирового валового внутреннего продукта. И еще важная цифра, о которой мало кто вспоминает: 50% всех социальных расходов в мире приходится на Евросоюз. То есть, если мы хотим не только зажиточной жизни, но и экономического процветания и социальной защиты, – нам нужно приближаться к Евросоюзу.
На встрече отмечалось, что соглашение об ассоциации предусматривает ратификацию со стороны 28 членов ЕС и Европарламента. Это процесс длительный и может потребовать дополнительных переговоров. Но режим зоны свободной торговли вводится сразу со следующего года.
Журналисты поинтересовались, сможет ли Украина подписать соглашение с ЕС, если Тимошенко останется в тюрьме? Да, сможет, убежден Олег Зарубинский. Официально такого требования со стороны ЕС не выдвигается. Неофициально идут консультации о лечении Юлии Тимошенко за рубежом, в частности в ФРГ. Но для этого, по словам украинского омбудсмена Валерии Лутковской, нужно, чтобы Украина и Германия подписали двустороннее соглашение о лечении заключенных. Если мы говорим о недопустимости избирательного правосудия, то не надо заниматься и выборочной справедливостью, отмечает Зарубинский. Или Германия принимает на лечение всех нуждающихся с аналогичными или даже более тяжелыми заболеваниями, или пусть не приглашает никого из заключенных. Соответствующее соглашение не может касаться только одного человека – Юлии Тимошенко. И немцы это понимают, убеждает народный депутат.
Как бы нам ни хотелось, но лечение Тимошенко и подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом – это вопросы разных весовых категорий, подчеркивает представитель Партии регионов. «Нельзя ставить геополитические интересы в зависимость от судьбы одного человека, – считает Олег Зарубинский. – И я вам скажу, что нет больших прагматиков, чем европейцы и американцы. Они руководствуются эгоистическими соображениями, исходя из интересов своих стран».