Проблема доверия к правоохранительным и судебным органам в Украине была всегда, но за последние несколько лет этот рейтинг упал до неприлично низкого уровня. Так, например, опрос Института социологии НАН Украины, проведенный в 2012 году, показал, что полностью или преимущественно доверяют милиции всего около 8-10% граждан, 12% – прокуратуре, всего лишь 8% – судам. Для сравнения – такие же опросы в Польше зафиксировали 57% доверия, а в Грузии – невероятный для Украины показатель в 87%.
Причин такого положения множество. Среди главных украинцы называют коррупцию, низкий уровень взаимодействия милиции с населением, зависимость от политических решений и многое другое. Эти проблемы были раньше и остаются на повестке дня сейчас. Однако именно за несколько последних месяцев судьи и правоохранители стали объектом критики и всяческих нападок. Попробуем разобраться, почему.
Одной из проблем украинского менталитета является желание «найти виноватого». Никто не хочет видеть проблемы в себе. Намного ведь легче обвинить в кризисе власть, оппозицию, нерадивых политиков или нечестных правоохранителей.
Никто не отрицает того, что в работе правоохранительных органов не все гладко. Однако давление со стороны СМИ, оппозиционных политиков и просто участников протестов лишь усложняет наведение порядка в этой сфере. Ни в одной демократической стране такая ситуация невозможна.
Катализатором таких настроений стали события во Врадиевке летом 2013 года. Действия трех милиционеров всколыхнули украинское общество. Стали припоминаться реальные и мнимые обиды, ошибки или неверные действия судей и правоохранителей. Даже осуждение виновных не уменьшило градуса напряжения. Позднее ситуацию усугубили события на Евромайдане 30 ноября и 11 декабря. Никто не хотел замечать провокаций или неадекватного поведения некоторых митингующих. Части общества были нужны «козлы отпущения» – и они были найдены – в лице власти, милиции и «Беркута».
Пожалуй, впервые со времен дела Гонгадзе давление на силовиков достигло такого уровня. Оппозиционные СМИ тиражируют заявления о «кровавом Беркуте», Яценюк требует ликвидировать спецподразделения МВД, председатель Верховного Суда Ярослав Романюк вынужден просить об усилении охраны для судей. Ярким примером такого одностороннего давления стали столкновения 10 января под Киево-Святошинским районным судом. По результатам этих событий было возбуждено три уголовных дела по фактам хулиганства со стороны митингующих, незаконного вмешательства в деятельность суда, а также сопротивления работникам милиции. По заявлению исполняющего обязанности начальника ГУМВД Украины в Киеве Валерия Мазана, «сотрудники конвойной службы в такой ситуации имели полное право открыть огонь, однако вместо этого сотрудники «Беркута» просто сделали живой коридор».
Настолько ли плохо работают правоохранители, доверяет ли им население и существует ли, на их взгляд, давление на силовые органы, мы решили поинтересоваться у дончан.
Опрос
Дмитрий, техник:
– Я лично не доверяю ни одному из этих органов. Наиболее негативную реакцию вызывает работа милиции. Простой пример из жизни – недавно проходил по площади Ленина и наблюдал драку. При этом ни патрулей, ни каких-то других правоохранителей, которые могли бы остановить ее, не было. А это, между прочим, центральная площадь города. Насчет других органов – с прокуратурой и СБУ не сталкивался, поэтому точно судить не могу.
Людмила Ивановна, пенсионер:
– Я думаю, что давление существует, и это неправильно, так как работать в таких условиях, когда тебя сразу считают виноватым – нельзя. Сама очень хорошо отношусь к правоохранительным органам. Далеко не все из них «бьют по почкам» и так далее – большинство нормальные ребята. У меня самой муж работал в МВД, но при этом живем мы скромно и ни о каких взятках речь никогда не шла. В милиции и во всех этих сферах работают наши дети, потому если кто-то из них неподобающе себя ведет или нарушает закон, – это наша вина.
Владимир Леонидович, металлург:
– В свете последних событий я могу понять действия «Беркута» в Киеве – как ответ на творящийся беспредел. Мне не нравится, когда майданщики обвиняют во всем «Беркут», но молчат о своих «подвигах».
Что касается второго вопроса, то с их работой практически не сталкивался, а в целом к милиции и прокуратуре отношусь хорошо. Все зависит от конкретного человека. Если он мерзавец, то таким и останется, независимо от занимаемой должности и профессии.
Алексей Гречишников