Учредитель компании Research & Branding Group социолог Евгений Копатько объясняет, почему досрочные президентские и парламентские выборы проводить нельзя.
Если бы президентские выборы состоялись сегодня, кто и какие бы шансы имел на победу?
Сейчас, когда ситуация в стране нестабильна, условий для проведения паритетных, равноправных и честных выборов практически нет. А потому вопрос отпадает сам по себе. Иначе это будет напоминать ситуацию с третьим туром президентских выборов, когда навязали ситуацию, при которой Янукович не мог выиграть в принципе. Вот в этом и есть особенность того, что может случиться теперь в условиях постоянного давления.
Например, сегодня сложно представить, чтобы во Львове собрались противники оппозиции. Это легче представить в Донецке, но во Львове, Ивано-Франковске и Тернополе – вряд ли.
Происходит давление на людей, не являющихся симпатиками оппозиционных сил. А значит, поддается сомнению легитимность выбора.
Готовность идти на выборы в Западной Украине выше, чем в Восточной. И тут важно, как на момент выборов будет мобилизован юго-восток. Если Восточная Украина мобилизуется так же, как Западная, то Янукович выиграет выборы.
А оппозиция?
Здесь немаловажен момент, кто будет ее представлять. Запрос оппозиционного электората – это единый кандидат. Лидеры оппозиции сказали, что с единым кандидатом определятся только перед вторым туром.
Я задаю вполне логичный вопрос: если предстоит борьба, то борьба будет не только с Януковичем, но и внутри самого электорального поля оппозиции? А такая борьба без конфликтов невозможна. Эту войну станут усиливать какой-то информацией, какими-то аргументами. И какую реакцию это вызовет у электората — сложно сказать.
Если, например, выборы назначат через месяц, то я с трудом представляю себе легитимные выборы. Не лучше ли проводить их в 2015 году, при совсем другой ситуации? Она будет зависеть от разрешения политического кризиса и конфликта между западом и востоком. Безусловно, на рейтингах оппозиции и власти скажется экономическая ситуация в стране. Это ключевой фактор, который может повлиять на расстановку сил.
Тему рейтингов я бы во внимание не брал. На них еще воздействует ряд факторов, к тому же таких, которые могут вызвать определенные последствия.
Экономические и политические негативы, переживаемые Украиной, работают на рейтинг оппозиции или власти?
Прежде всего, они работают против Украины. Я бы так вопрос не ставил. Например гривна обваливается, потому что в стране нестабильная политическая ситуация. Чем дольше будет стоять Майдан и чем меньше будет страна работать, тем больше будет экономический кризис. Это очевидные факты. На мой взгляд, надо поднимать тему рейтинга нашей страны. Любая дестабилизация — это проигрыш Украины и, конечно, определенные риски для политиков, ведущих борьбу. В гражданском конфликте победителей быть не может, проигрывают все.
Скандал с телефонным разговором американских дипломатов — Виктории Нуланд и Джеффри Пайетта повлияет на рейтинги оппозиционеров?
Американцы очень серьезно относятся к защите своей информации. И мы, вполне возможно, многого не знаем из отношений между США и оппозицией. Но то, что получило огласку, не на руку оппозиции и Штатам. Ведь это свидетельство того, что Америка напрямую участвует в украинском протесте. И когда оппозиционеры говорят о руке Москвы, это выглядит, как минимум, смешно. Ведь четко видно, что США определяют, кому быть, а кому не быть в правительстве из оппозиции. Если же говорить о рейтингах, то позиции Кличко выше, чем у Яценюка. И то я говорю это с оговоркой, чтобы не выглядеть некорректно, как отдельные политики, которые определяют – лучший Кличко или Яценюк. Лучший тот, у кого есть поддержка украинцев и кто способен вести диалог. У Януковича электоральный ресурс еще есть. Если он будет занимать активную позицию и при этом будет отстроена медийная политика президента (в чем он проигрывал в последнее время), то у него может быть стабильное положение.