Вчера, в рамках неофициального перемирия, в Верховной Раде должно было приниматься решение относительно внесения изменений в Конституцию, а именно – возврата к ее редакции 2004 года. И пока депутаты собирались на работу и обсуждали, принимать ли старую/новую Конституцию, на центральных улицах Киева стали формироваться колонны активистов Майдана, которые собирались пройти к зданию Рады и «поддержать оппозицию». Помимо этого, мобилизацию объявили и главные участники всех предыдущих конфликтов – «Правый сектор».
Однако здание Верховной Рады, а также близлежащие улицы оказались заблокированы правоохранителями. Протест быстро перестал быть мирным, и около 10 утра радикально настроенные группы попытались прорвать оцепление. После того как им было оказано сопротивление, на передний план вышли отлично подготовленные и экипированные активисты правых организаций. В ходе столкновения они применили камни, петарды и другие подручные средства, а затем захватили и сожгли несколько грузовиков. В ответ сотрудники «Беркута» и внутренних войск применили слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
В это же время оппозиция заблокировала трибуну в самой Раде, мотивируя это тем, что в повестку дня не был включен их проект изменений в Конституцию. Партия регионов, в свою очередь, снова предложила создать временную следственную комиссию, которая бы подробно рассмотрела все предлагаемые изменения.
Тем временем на подступах к зданию разворачивалась настоящая уличная война. Митингующие разбирали брусчатку, которой закидывали «Беркут», в ход шли также палки, взрывпакеты и все, что попадалось под руку. В этих условиях правоохранители перешли к применению травматического оружия. Не остались в стороне от событий и сторонники действующей власти. После того как «неизвестными» были подожжены палатки Партии регионов в Мариинском парке, произошло несколько столкновений между сторонниками и противниками Майдана.
К половине двенадцатого конфликт распространился на близлежащие улицы. Протестующие пытались штурмом взять офис Партии регионов, а когда это сделать не удалось – бросали в окна бутылки с «коктейлями Молотова». Сотрудники были вынуждены спасаться из загоревшегося здания через окна. «Под раздачу» попало и Министерство здравоохранения, захваченное участниками Майдана.
После этого наступило некоторое затишье, в ходе которого стороны подсчитывали свои потери. К двум часам дня, по сообщению пресс-службы внутренних войск, пострадали 37 правоохранителей, причем у девятирых из них были зафиксированы ранения от огнестрельного оружия. Количество пострадавших среди участников протестов к тому же времени оценивалось приблизительно в три десятка человек.
Но перемирие продолжалось недолго. Столкновения продолжились и у стен Верховной Рады, и на близлежащих улицах. Кроме того, протестующие снова захватили здание Киевской городской администрации.
На момент выхода номера ситуация оставалась крайне сложной. По сообщениям оппозиционных депутатов, погибли трое участников протеста. Кроме того, по официальным данным, один человек задохнулся во время пожара в офисе Партии регионов, а депутаты от ПР Олег Царев и Борис Колесников заявили о еще об одной жертве. Александр Ефремов заявил о трех пропавших сотрудниках офиса регионалов. Народный депутат также отметил, что лидеры оппозиции должны понести личную ответственность за призывы к активным действиям.
Таким образом, политические амбиции и призывы отдельных лидеров снова привели к смертям, к тому, что на киевских улицах опять пролилась кровь.
Продолжает расти и число раненых с обеих сторон. Количество пострадавших правоохранителей выросло до 47, точных данных об участниках протестов нет.
В четыре часа вечера главы Службы безопасности и Министерства внутренних дел Украины сделали заявления, в которых дали протестующим время до 18.00, чтобы прекратить беспорядки в Киеве, иначе правоохранители «будут обязаны навести порядок способами, предусмотренными законом».
«Предостерегаем горячие безответственные головы оппозиции: у власти есть силы, чтобы навести порядок. И мы, если будет продолжаться беспорядок, будем вынуждены прибегнуть к жестким действиям. Надо дать режиссерам беспорядка ровно час времени. В случае, если в 18.00 бесчинства не прекратятся, мы будем обязаны навести порядок способами, предусмотренными законом», – говорится в заявлении пресс-службы СБУ.
Возникает риторический вопрос – сколько еще человек должно погибнуть или пострадать в угоду чьим-то интересам, прежде чем будет найден компромисс?