Люди, знающие о том, кем я работаю, чуть ли не ежедневно звонят с расспросами о том, что же сейчас происходит в Донбассе. Народ откровенно не понимает, что за антитеррористическая операция проводится на юго-востоке Украины, а также кто и против кого ее ведет. При этом очень показательно, что четкого ответа на этот вопрос не могут дать даже журналисты. Кто же тогда владеет ситуацией?
Для начала давайте определимся с тем, что считать антитеррористической операцией. По сути дела, это комплекс специальных мероприятий, направленных на предотвращение террористического акта, обезвреживание его организаторов и обеспечение безопасности граждан. Следует ли в таком случае понимать, что в город Славянск, где такая операция проводится уже не первые сутки, захвачен террористами?
Где найти террориста?
Не знаю о чем думают руководители силовых структур нашей необъятной страны, но украинское законодательство дает вполне четкое определение понятия «терроризм». Открываем Закон Украины «О борьбе с терроризмом» и внимательно читаем определение.
Терроризм - это общественно опасная деятельность, которая заключается в сознательном, целеустремленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь или здоровья ни в чем не повинных людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей.
Определение, как вы можете убедиться, более чем исчерпывающее. Правда с происходящим в том же Славянске вяжется из рук вон плохо.
Если речь идет о конкретных эпизодах вроде захвата заложников, вооруженного нападения на воинскую часть или пытках людей с последующим умерщвлением, вопросов не возникает. Только вот у конкретных преступлений всегда есть не менее конкретные исполнители и террористами, по закону, считать можно только их, а не любого человека с оружием в руках. При этом важно понимать, что ежели человек не задержан во время совершения теракта, то назвать его террористом может исключительно судья, выносящий приговор. А вот министр внутренних дел, глава СБУ, народный депутат или, тем более, журналист, этим правом обделены.
К вопросу об оружии
И тут возникает ряд вопросов: кто-либо из жителей Славянска был задержан на этапе подготовки или исполнения теракта? Может быть уже проведено следствие и виновные установлены и то, что мы видим в новостях - операция по задержанию опасных преступников? Я, к примеру, о подобном не слышал. А если виновные не установлены, в кого тогда стреляют стянутые в Донецкую область силовики? Если в людей с оружием, то это, мягко говоря, странное решение. Представьте себе, что живете в городе, по улицам которого разгуливают ребята с автоматами, а милиция и власть самоустранились.
Вам, при этом, совершенно неясно, кто теперь будет защищать лично вас, а также ваших близких, нажитое имущество и любимого кота. А тут добрые люди совершенно бесплатно предлагают разжиться новеньким пистолетом. Откажетесь? Едва ли!
Да, милиция требовала от мирных людей сдать оружие. Но милиция, извините, она далеко и обеспечивать порядок не спешит. А ополченцы с автоматическим оружием курят на соседней лавочке. Кстати, если пистолеты раздавали всем желающим, то где гарантия, что пара-тройка не попала в руки любителям быстрого и не вполне законного заработка? А если такой гарантии нет, то зачем, извините, отдавать единственное средство личной защиты? Тем более, что окружившие город силовики, тоже, судя по всему, ни с кем не собираются миндальничать.
Кто эти люди?
Опять же, может пора объяснить народу, кто именно проводит эту самую операцию? Я, к примеру, вижу рассевшихся на «броне» вооруженных людей. Ни тебе шевронов, ни нашивок. Чего уж там, у большинства даже погон нет. Форма одежды у всех разная. Одни носят стандартную армейскую «флору» или на худой конец «камыш». Купить камуфляж такого типа можно в любом «военторге». А с касками, пехотными бронежилетами и даже оружием, судя по событиям пяти последних месяцев, в Украине проблем точно нет.
Другие, опять же без шевронов, одеты в черную форму неизвестного мне образца, а третие облачены в спецназовские «горки». Где же во всем этом славное армейское единообразие?
Если это подразделения разных ведомств, то почему руководители оных не дают журналистам конкретной информации о себе? Почему командиры групп официально ничего не комментируют? Трудно поверить, что все они жутко секретные. К примеру, спецназовцы из Кировограда, участвовавшие в обороне воинской части в Артемовске, могут представлять 50-й центр подготовки или дислоцирующийся в самом центре города Третий полк специального назначения. И ни какой повышенной секретности.
В случае, когда СМИ то и дело распространяют информацию (пусть и непроверенную) о том, что участие в урегулировании конфликта на юго-востоке принимает «Правый сектор» или другие представители праворадикальных сил, неизвестность исполнителей лишь обостряет ситуацию. Люди боятся. А страх делает вооруженного человека опасным. Почему люди в погонах с большими звездами не принимают этого во внимание, я понимать отказываюсь.
Кому верить?
Ситуацию не облегчает и деятельность средств массовой информации, откровенно выражающих лояльность по отношению к новой власти и столичному майдану. А таковые нынче являются абсолютным большинством. Как можно называть жителей целых городов (а то и областей) сепаратистами? Заявления некоторых журналистов о том, что Украина едина, не слишком соответствуют их же измышлизмам на тему «эти украинцы хорошие, а вот те - плохие, а потому с ними нужно бороться». А я вот со многими пророссийскими активистами прожил на одной улице пару десятков лет. Осуждать их действия - это одно, но просто взять и отказаться от соотечественников, недовольных положением дел в стране - совсем другое.
Включая новости, мы только и слышим о «предателях Родины», подзуживаемых зарубежными шпионами и угрожающих государственной целостности. Кто-нибудь лично видел этих шпионов? Может кто-либо из убитых в Славянске людей, оказался гражданином другого государства? Подтверждения в студию! Одних только официальных сообщений о чуть ли не сотнях зарубежных спецназовцев, умело отловленных нашими доблестными контрразведчиками, населению мало. Хотелось бы реальных доказательств.
Реальной картины происходящего, как уже писалось выше, нет ни у кого. Взять хотя бы недавнюю попытку штурма воинской части в Артемовске.
Областное военное руководство заявляет о пятидесяти нападавших, министр внутренних дел Арсен Аваков - о семидесяти, а по данным третьих лиц, участие в штурме принимало более ста человек. То же самое можно сказать о количестве пострадавших в столкновениях под Славянском. Может руководителям силовых структур пора отвлечься от чтения комментариев под своими записями в «Facebook» и предоставить журналистам достоверную информацию? Все мы, безусловно, рады, что чиновники наконец узнали о существовании социальных сетей, но нырять в них с головой когда в стране кризис, это уже ни в какие ворота.
Накануне выборов
Учитывая изложенное выше, лично меня забавляют споры политиков относительно того, каким же образом следует успокаивать юго-восток. При этом каждый представитель новой власти, наведывающийся в Донецк и Луганск «на переговоры», а точнее в рамках собственного предвыборного турне, позже заявляет, что живут у нас исключительно приличные люди, а «злодеев» совсем немного и с последними нужно действовать решительно. А те, которых немного, уже не граждане Украины? У них, замечу, есть гарантированные конституцией права, они не были задержаны на месте преступления и суд не вынес им приговор. А то, что с оружием…мало ли. Те, что по центру Киева с автоматами Калашникова прогуливаются, никого ведь не смущают. Их не называют террористами, против них не проводят операций и даже сложить оружие не требуют. Более того, исходя из содержания поддерживающих новую власть СМИ, вооруженных людей в столице как-бы и нет вовсе.
Политические деятели, имена которых чисто случайно занесены в списки кандидатов на президенсткое кресло, приезжают на юго-восток в самый разгар не только социально-политического кризиса, но и предвыборной кампании. И ладно бы по делу приезжали, так ведь нет же. Передадут людям, захватившим административные здания, очередную бумажонку с обещаниями, встретятся с представителями местной элиты, покрасуются перед камерами журналистов и спешно вернутся в столицу. А воз, между прочим, и ныне там.
Я вот с трудом представляю, как политики с востока приезжают на киевскую площадь Независимости и объясняют прохлаждающимся там вооруженным людям, что Украина едина и пора бы вернуться к мирной жизни. Нет, они худо-бедно, но пытаются навести порядок здесь. Так может и субьектам высокой политики, обитающим в Киеве, пора навести порядок у себя дома? Уверен, что разоружение граждан в центре и на западе страны значительно облегчило бы переговорный процесс с активистами на юго-востоке. Почему же политики не идут на этот шаг? Может потому, что требовать чего-то от жителей Славянска из Донецкого аэропорта легко, а выйти к зданию парламента и потребовать от окружающих его людей сложить оружие и разойтись по домам, как минимум, небезопасно?
А пока слуги народа полемизируют, активисты в Донецкой и Луганской областях, зная, что где-то есть вооруженные люди, которые их не любят и делают сомнительные заявления, будут вооружаться и держать оборону. Вот и получается, что верхи не могут, а низы - не хотят.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ