Саммит надежд
Саммит «Украина – Европейский союз», прошедший позавчера в Киеве, сюрпризов не принес, договор об ассоциации, как и ожидалось, не был парафирован. Тем не менее, саммит позволил понять динамику и ближайшую перспективу украинско-европейских взаимоотношений.
То, о чем политики и политологи говорили сначала шепотом, а затем в полный голос еще и уполномоченные лица со стороны Украины и ЕС, стало реальностью. XV саммит «Украина – Европейский союз» завершился без подписания или парафирования каких-либо договоренностей. Ни договор о зоне свободной торговли, ни соглашение об ассоциации не парафированы.
Одобрение обоих документов является лишь вопросом времени, причем, если верить украинским и европейским дипломатам, – ближайшего: от нескольких недель до нескольких месяцев. Ратифицирование всеми европейскими парламентами – вопрос более сложный, зависящий от множества факторов.
Договор об ассоциации Украины и Европейского союза должен заменить соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное еще
в 1994 г.
В ожидании подписания
Договор об ассоциации между Украиной и Европейским союзом – комплексный документ, охватывающий едва ли не все возможные аспекты двустороннего сотрудничества. Его объем – две тысячи страниц. Для сравнения: договор об ассоциации должен заменить соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное еще в 1994 г., которое насчитывает лишь немногим более ста страниц.
Переговорные команды согласовали весь текст договора. Теперь дело лишь за юридическими департаментами Евросоюза – они должны проверить, не нарушается ли в том или ином пункте законодательство объединенной Европы.
Вместе с тем Украина и Европейский союз заявили о намерении ускорить подготовку текста соглашения об ассоциации к парафированию. Имплементацию же отдельных координированных положений соглашения украинская сторона уже начала.
Переговорные команды согласовали весь текст договора. Теперь дело лишь за юридическими департаментами Евросоюза. Они должны проверить, не нарушается ли в том или ином пункте законодательство объединенной Европы.
Конечный пункт
Перспектива членства, несмотря на четкую позицию Киева, в договор не включена. Кстати, Турция получила перспективу членства еще в 1963 г. – скоро можно будет праздновать полувековой юбилей, только вот войдет ли она когда-то в ЕС – большой вопрос.
Министерство иностранных дел, как, возможно, самое оптимистичное в нашей стране ведомство, уже успело отрапортовать: ЕС дал Украине «скрытую перспективу членства». По мнению замминистра иностранных дел Павла Климкина, она заключается в упоминании в договоре европейской идентичности Украины. Включить столь очевидное словосочетание в текст оказалось, по словам дипломата, очень непростой задачей.
«Я убежден, что проект объединенной Европы не будет завершен, пока за ее пределами будут находиться такие большие европейские страны и нации, как украинский народ», – уверен президент.
Интересна оценка договора вице-председателем комиссии по международной торговле Европейского парламента Павлом Залевски, который назвал его «инструментом модернизации государства для гражданского общества».
Прагматичная евроинтеграция
Впрочем, перспектива членства и другие высокие материи, как показывает пример с Турцией, – не столь уж важны. Либерализация в более прикладных вопросах делает для отношений сторон ничуть не меньше, нежели любая формула в том или ином документе.
Таковым, например, является упрощение для граждан Украины визового режима. «Нашей стратегической целью остается введение безвизового режима с ЕС, а ключевой задачей на нынешнем этапе – обеспечение выполнения плана действий по либерализации визового режима для Украины», – акцентировал президент Украины на пленарном заседании саммита «Украина – ЕС».
По убеждению Виктора Януковича, расширение человеческих контактов и снятие барьеров для свободного общения являются неотъемлемым элементом процесса дальнейшего сближения Украины и Евросоюза.
Глава Европейского Совета Герман ван Ромпей, которого часто называют президентом ЕС, заявил, что в качестве «решающего испытания» Украины ЕС рассматривает парламентские выборы следующего года.
Очевидно, звучали на саммите и неудобные вопросы. «Мы также обсудили и некоторые чувствительные вопросы двустороннего диалога. Хочу подтвердить: заявления и комментарии представителей ЕС по этому поводу не остаются без нашего внимания. В то же время мы исходим из необходимости решения всех вопросов исключительно в правовом поле с гарантированием принципа независимости судебной власти», – заявил глава государства.
Символично, что в тот же день, 19 декабря, в Москве прошло заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, на котором Украина не была представлена (если не считать символического присутствия правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, государствами – участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями Валерия Мунтияна).
Иван БУХТИЯРОВ