Экономическое положение Украины является чрезвычайно плохим, страна оказалась загнана в ловушку с кредитами МВФ – на эти деньги вся надежда чиновников, поскольку они не смогли придумать и осуществить никаких реформ. Об этом, выступая на пресс-конференции «Финансовая система Украины: в шаге от пропасти?», заявил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«Украина попала в такую своеобразную ловушку, из которой выход будет крайне сложным… Ситуация у нас сложная, и за пределами страны её оценивают близко к крайне негативной… Выход у Украины один – надо как-то пытаться жить по средствам. Можно сколько угодно злорадствовать по поводу Венесуэлы, Аргентины и соседней России, где девальвирует рубль, и у которой тоже свои проблемы. Но это не меняет постановки задачи внутри Украины. Ситуация здесь крайне сложная, крайне плохая, большая часть экономических показателей крайне негативна.
Мы упадем в этом году как минимум на 8%, а при более худшем раскладе – на 10%.
Падение не идет само по себе, увеличивается безработица. Статистика, которую уже дал Госкомстат, где, кстати, уже начались процессы люстрации (не понимаю, почему именно с него начали), показывает 1.6% безработицы.
В то же время, по методологии Международной организации труда, уровень безработицы составляет от 8 до 9% по итогам второго квартала. В третьем квартале безработица по методологии Международной организации труда выглядит всегда чуть лучше, чем та, которую мы будем наблюдать в четвертом квартале. На юго-востоке, даже там, где нет АТО, уровень безработицы может быть и в два раза выше. Глубина падения экономики в том регионе будет катастрофически высокой, она явно не будет на уровне 8-10%, как минимум может быть в два раза больше, чем в среднем по стране представлена. Это все будет накладываться на социальную напряженность, которая и без того существует в обществе», — рассказал эксперт.
«За 7 месяцев объем экспорта в РФ, которая традиционно была крупнейшим потребителем нашей продукции, упал на 24%, это в деньгах 2,1 млрд долл. Да, мы увеличили наш экспорт в ЕС, но это даже в процентах не соответствует тому, что мы экспортировали в РФ. Экспорт в ЕС мы увеличили чуть больше, чем на 13%, в деньгах это 1,3 млрд долл. Мы все равно продолжаем оставаться в абсолютном минусе.
Все бы ничего, если бы была компенсация за счет других регионов, но в реальности этого не происходит. Оно и понятно, ведь только на словах кажется просто продавать нашу продукцию на территорию Азии, Латинской Америке и пр. На практике это не так легко. Можно быстро продавать зерно, но нельзя быстро продавать металлы. Я уже не говорю о машиностроении и о том, насколько его продукция конкурентоспособна на рынках.
В результате имеем серьезный торговый дефицит счета текущих операций. Это значит, что гривна все еще не нашла свое равновесное состояние, и девальвационное давление продолжает сохраняться. На поверхности – неплохой курс, откалиброванный НБУ. Но попробуйте купить валюту, вам это вряд ли удастся…
Страна закончит этот год с дефицитом государственного сектора 11% ВВП, это много. Это колоссальный размер. Мы недалеко от той критической отметки, которая была у греков. Греки могли получать серьезную международную помощь, несравнимую с той, которая выделяется Украине. За нами стоит только МВФ.
Я с сожалением воспринимал информацию о переговорах нашей делегации на форуме в Вашингтоне с МВФ. До каких пор мы будем сами себя обманывать? Этот форум обычный, ежегодный, но когда туда едет украинская делегация, все преподносится так, как будто этот форум был сделан специально под Украину. Форум не под нас, и хорошо, если нам удалось перемолвиться несколькими словами с руководством МВФ. Думать, что Украина все еще в центре внимания международной институции, к которой относится МВФ, я бы не стал. И не стал бы спекулировать на том, что к нам зайдет 3 и 4 транша МВФ, и что мы их совершенно легко получим. Это не будет легко. Никто не разрешит нам пересмотреть параметры нашей программы сотрудничества с МВФ. Новая миссия приедет в страну, если будет понятно, с кем вести переговоры. И они не приедут сюда просто, чтобы познакомиться с новым составом Кабмина, а на следующий день выписать чек на 3 и 4 транша. Это надо четко понимать.
У нас нет бюджета на следующий год. Основное, что будет обсуждаться новой миссией – это состояние финансов на следующий год. Страна с 11% дефицита госбюджета и фактически находящаяся в состоянии военных действий — не может нормально функционировать в долгосрочной перспективе. Это очень четко понимают в Вашингтоне. Мы не можем дальше накапливать наш дефицит и при этом просить дополнительное финансирование от МВФ.
…До тех пор, пока мы не утвердим новые бюджетные параметры, я бы не стал рассчитывать на перечисление МВФ средств в Украину. Следующий год будет годом либо протрезвления, либо абсолютного упадка. Чтобы он был годом протрезвления, мы должны понимать, что дальше вести политику популизма даже с минимальными элементами популизма будет крайне сложно в Украине, если мы вообще хотим сохранить эту страну.
У нас есть колоссальные платежи, начиная сразу после выборов. 500 млн долларов в октябре, в следующем месяце – 400 млн долл, это все внешние долги, в декабре – 700 млн долл. Это все обслуживание и выплата наших долгов…
Я испытываю смешанные чувства, когда вижу экономические предвыборные программы. Для меня загадкой является даже часть параметров, которые я вижу в продуманной программе реформ президента. Я не совсем понимаю приоритезацию тех пунктов, которые есть в программе президента. Почему более важным пунктом стоит в этой программе реформирование органов статистики, и после этого следует как прямая задача привлечение прямых иностранных инвестиций?! Почему реформа системы государственного управления не стоит на первом плане?
Экономических проблем достаточно много, решить их за Украину никто не сможет. Расчет на МВФ может быть, но он не может быть одной ставкой. Нельзя ставить только на это. Нужно проводить реформы в стране», — призывает Устенко.
politnavigator.net
[center][img]https://lifedon.info/uploads/posts/2025-01/1737010930_422.jpeg[/img][/center]