Прокуратура через суд требует от бойцов Нацгвардии вернуть деньги за участие в АТО
Государство Украина подает в суд на солдат, которые защищают страну в АТО, с требованием вернуть деньги за участие в антитеррористической операции. Солдаты на самом деле стали пешками в игре между прокуратурой и штабистами.
Об этом говорится в сюжете программы "Гроші".
Боец Национальной гвардии Любомир Шпур - постоянный участник АТО. Он - один из тех, кого военная прокуратура может заставить вернуть деньги за участие в АТО. Любомир может быть вынужден отдать государству, которую защищал, минимум три тысячи гривен.
На деньги нацгвардейцев посягает военный прокурор. Он подал в суд на Западное территориальное управление Нацгвардии. Прокуратура обвиняет штабистов в том, что в прошлом году военным переплатили за участие в АТО.
"Много военнослужащих не удовлетворены, ведь так как звучало, что они должны эти средства внести в кассу воинской части в качестве возмещения якобы нанесенного ущерба государству", - говорит боец Национальной гвардии Украины Виктор Максимчук.
Прокурор утверждает, что Нацгвардия насчитывала вознаграждения за АТО с нарушением постановления Кабмина.
"... за непосредственное участие в антитеррористических операциях... начиная с 1 мая 2014 года выплачивается вознаграждение в размере 100 процентов месячного денежного обеспечения и заработной платы, но не менее, чем 3000 гривен, в расчете на месяц", - говорится в документе.
Вот эти слова "не менее, чем" и стали камнем преткновения между военными Нацгвардии и прокурором.
Претензия прокуратуры такая. Нацгвардия насчитывала всем по три тысячи гривен, не смотря на длительность командировок и звания бойцов. Прокуратура считает, это нарушение принципа справедливости, определенного статьей 7 Бюджетного кодекса.
В свою очередь финансовый отдел Западного теруправления Нацгвардии считает, что действовал строго в рамках закона.
"Месячное денежное обеспечение делится на количество календарных дней месяца и берется фактическое количество дней участия в АТО. Если сумма получается меньше, чем три тысячи гривен, устанавливается минимальная сумма три тысячи гривен. Если сумма получается больше трех тысяч гривен, соответственно начисляется сумма, которая получается", - говорит начальник финансового отдела Западного территориального управления Национальной гвардии Украины Владимир Шатенко.
Попробуем разобраться, как Нацгвардия платила за АТО. Зарплата рядового солдата - 1850 грн. В июне он пять дней находился в зоне АТО. Считаем его вознаграждение за таким алгоритмом: зарплата (1850 грн) делится на количество дней июня (30). Результат (61,5 грн) умножается на пять дней, которые рядовой был в командировке. Получается 308 гривен. Но, согласно постановлению Кабмина, рядовому выплачивается не меньше, чем 3 тыс. грн.
Другой пример. Допустим, зарплата офицера - 3,5 тыс. грн. Берем те же условия и расчеты. Вознаграждение за пять дней в АТО - 583 грн. Поэтому ему тоже выплачивается 3 тыс. грн.
"Данный механизм и порядок начисления существует по всей Национальной гвардии, во всех подразделениях Вооруженных сил, во всех подразделениях пограничной службы", - отмечает начальник финансового отдела Западного территориального управления Национальной гвардии Украины Владимир Шатенко.
Но объяснения нацгвардейцев суду не понравились и требования прокуратуры удовлетворили в полном объеме.
"Каким образом возместить? Подавать нам встречные иски, судиться с военнослужащими, чтобы они вернули?", - сетует начальник финансового отдела Западного территориального управления Национальной гвардии Украины Владимир Шатенко.
[article_attached position="2"]
То есть, хотелось как лучше, а получилось как всегда. Чиновники, пытаясь простимулировать военных защищать страну, только создали им лишнюю головную боль.
Юристы говорят, вся проблема в том, что прокурор и Нацгвардия постановление понимают по-разному.
"Указанная формулировка не дает достаточных возможностей однозначно решить порядок выплаты, размер указанной выплаты", - говорит координатор Центра правовой помощи участникам АТО Сергей Резник.
Между тем Минобороны уже стало на сторону военной прокуратуры.
"Представитель военной юстиции действует в рамках украинского законодательства", - подчеркнул в. о. начальника пресс-службы Генерального штаба Владислав Селезнев.
В конце января Кабмин принял новое постановление. В нем уже четко указано - размер вознаграждения определяется количеством дней, проведенных в АТО.
Однако военным от этого не легче. Они взволнованы - что, как другие прокуроры надумают перечислить их деньги? А вдруг у них отберут заработанное в прошлом году?
"Это будет такой прецендент и мобилизованных, и непосредственно в Вооруженных силах Украины", - говорит боец Национальной гвардии Украины Виктор Максимчук.
Конфликт между прокуратурой и Нацгвардией, крайними в котором стали солдаты, могут исправить только те, кто его создал - авторы постановления №158 Кабмина.