Выборы в Чернигове: «Чужой против Хищника»
Довыборы в Верховную Раду, состоявшиеся в минувшее воскресенье в Чернигове, шокировали даже сторонников новой власти. Схватка «приватовца» Геннадия Корбана и президентского ставленника Сергея Березенко обернулась массовым подкупом избирателей, применением силового и административного ресурса. Короче говоря, тут было все, за что так ругали Януковича на Майдане.
Учитывая, что осенью на Украине должны состояться местные выборы, возникает резонный вопрос: беззаконие в Чернигове — это репетиция хода голосования в октябре? Так вот она какая, обещанная Порошенко «жизнь по-новому»?
Об этом «ПолитНавигатор» спросил политологов, следивших за ходом черниговской кампании.
Андрей Золотарев, политический эксперт, руководитель центра «Третий сектор»:
«Выборы в Чернигове можно было бы назвать «Чужой против Хищника» — кто бы не победил, черниговцы проиграли. Уместно было бы также назвать их «Борьба мерзавцев с негодяями», «Сражение шакалов с гиенами» и пр. И та, и другая сторона занимались открытым подкупом избирателей. Победили социальные договора, победили 400 грн и гречка.
Но вопрос в другом. На моей памяти впервые в украинской избирательной кампании подкуп стал одним из главных, ключевых месседжей одного из кандидатов. Избирателей предпочитали «кормить едой, а не пустыми обещаниями». При этом черниговские суды в кормлении гречкой и подкупе через т.н. социальные договора не увидели криминала. Фактически власть дала «зеленый свет» массовому подкупу, который во всей красе и масштабе теперь проявится на местных выборах. Если раньше кандидаты, конкурируя между собой избирательными программами, стыдливо использовали элементы социальной коррупции, то теперь будут соревноваться продуктовыми наборами. Покупать проще, чем агитировать – такой вывод можно сделать из этой избирательной кампании.
Даже несмотря на мизерное число голосов Корбана, можно говорить о том, что на это есть спрос – доведенные до полной нищеты люди живут только сегодняшним днем. Отсюда напрашивается еще один вывод – в Раду местные советы в очередной раз придут те, у кого есть больше деньги. Тем, у кого их нет – рабочим, врачам, общественным активистам, ученым – рассчитывать не на что. Следовательно, ни Рада, ни местные советы не будут отражать весь спектр интересов общества. Они по-прежнему будут представлять собой то ли торговую палату, то ли биржу власти, в которой о социальной справедливости будут говорить только накануне выборов.
Есть еще один важный аспект, на который мало кто обратил внимание – легитимация силового ресурса в избирательной кампании. Частные армии боевиков, спортсменов, псевдожурналистов с битами, которые накануне выборов наводнили Чернигов, стали приметой времени. господство права силы над силой права – опасный синдром. Думаю, это даже страшнее, чем открытый подкуп избирателей. Поскольку закон о местных выборах программирует многочисленные конфликты, человек с битой может стать таким же атрибутом местных выборов, как и агитатор.
Мало кто обратил внимание, что Европа внимательно следила за происходящим. Отсутствие комментариев со стороны европейцев не означает, что они не видели происходящего и одобряют его. Более того, показательно, что европейцы даже отказались присутствовать на этих выборах, чтобы не легитимировать своим присутствием эту вакханалию всевозможных нарушений избирательного законодательства и принципов права. Вывод, который могут из этих выборов сделать европейцы – Украина по своим реалиям куда ближе к Зимбабве и Сомали, к третьему миру, нежели к «европейскому выбору», о котором так много и хорошо говорили украинские власть имущие».
Сергей Марков, политолог, директор Института политических исследований:
«Такие вещи, как прошедшие в Чернигове выборы, в мире называются «фарсовая демократия». Выборы проходили в условиях политического режима, суть которого даже не в том, что выбирают того, кого назначат, а в том, что для половины общества исключена возможность участия в выборах. У меня нет никаких сомнений, что если бы выборы были действительно честными и свободными, то победил бы сторонник немедленного мира на Донбассе и мира с Россией, прекращения русофобской истерики. Но такие люди лишены возможности реально участвовать в выборном процессе. Эта система больше всего напоминает иранскую, но роль шариата в Украине играет русофобия. В выборах принимают участие лишь русофобские кандидаты, лишь те, кто поддерживает итоги насильственного переворота в феврале 2014 года, кто согласен с необходимостью вести гражданскую войну против мирного населения Донбасса, те, кто считает, что Украина должна подвергнуться насильственной дерусификации, и что в ней должен существовать нынешний де-факто оккупационный режим, при котором граждане Украины лишены возможности выбирать свое правительство и парламент».
Но у «партий мира» не было возможности принимать участие в избирательной кампании. В этих условиях выборы превратились в соревнование между различынми представителями хунты. И боролись они друг с другом, так, как они привыкли захватывать власть – насилием, обманом, шантажом, подкупом. Все государственные институты в Украине сегодня разгромлены и обуздать этот наглый захват (по сути) власти некому. Поэтому получились выборы для рабов.
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:
«Эти выборы прошли так, как будто бы не было никакого Майдана, никакой Революции Достоинства, Янукович никуда не убегал и сидел где-то тут, в Чернигове в схроне, и руководил обеими командами. Все было очень похоже на то, что творилось в Украине с 2000 по 2014 годы. Поэтому эти выборы можно назвать шагом назад. Это была борьба денег и власти. Победила власть, она показала, что остается главным политическим фактором в стране. Я имею в виду провластного кандидата Березенко, за которого очень переживал лично президент Порошенко.
Что будет дальше? Для обоих кандидатов – ничего особенного, разве что у нас такая система, что проигравший плачет. У того, кто будет назначен проигравшим, будут крупные юридические неприятности. Думаю, мы это увидим через несколько недель.
Если говорить о местных выборах, то уже сейчас ясно, что будет ожесточенная борьба, особенно за мэрские места между различными группами, как олигархов, так и власти, и местной элиты. Чернигов показал, что местные выборы будут проходить в рамках «холодной гражданской войны», острой борьбы. Дело не только в цинизме власти, но и в том, что скоро грянет децентрализация, которая даст возможность местным элитам получить местные бюджеты и полномочия. На местных выборах будет решаться, кто этим будет владеть. Таким образом, черниговские выборы показали, что 25 октября будут серьезные баталии по всей стране.
Поскольку ставки будут гораздо выше, можно ждать активного использования подкупа избирателей и прочих грязных технологий по всей стране. При этом явка на местных выборах будет такой же низкой. Люди понимают, что они являются объектом манипуляции. То, что было в Чернигове, повторится по всей стране. Особенно это касается городов-миллионников, прежде всего Киева».