Очередной скандал между Украиной и Венгрией
С 2014 года в Украине проводятся территориальные преобразования. Одной из внедряемых инициатив является создание в Закарпатье территориальных единиц, в которых будут проживать этнические венгры.
Данная инициатива, по мнению украинских властей, призвана содействовать решению "венгерского вопроса". Однако заместитель руководителя Закарпатского областного совета Йосип Барто выразил уверенность, что украинские чиновники вместо объединения мест компактного проживания этнических венгров намерены наоборот их разделить.
В настоящее время в Украине осталось четыре района компактного проживания венгров. Это естественно не способствует улучшению уровня коммуникации в рамках венгерской общины. Поэтому основной целью венгров является создание в Берегово нового района, который смог бы объединить девять территориальных громад. При этом венгерское население выражает недовольство качеством проведения реформы по децентрализации в Закарпатье. В отличие от остальной территории Украины, где мероприятия проведены более чем на половину, в Закарпатье громады сформированы только на 6%.
Касаемо Берегово, который Йосип Барто предлагает выбрать в качестве центра Венгерского района. Половину населения города составляют этнические венгры. И город отмечен тем, что неоднократно высказывался против проводимой Киевом политики. Осенью прошлого года город стал центром скандала в связи с массовой выдачей венгерских паспортов жителям Украины. В связи с инцидентом из Украины был выдворен консул Венгрии в Берегово. Чуть ранее, весной 2018 года, население города активно поддержало антиукраинскую инициативу министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто о запрете восстановления украинской воинской части в Берегово.
Очень похоже на то, что власти Украины пытаются сократить влияние венгерского меньшинства на внутреннюю политику страны. В пользу этого говорит факт исчезновения из списков Верховной Рады девятого созыва венгерского представителя Ласло Брензовича. Его место на парламентских выборах занял самовыдвиженец Владислав Поляк. Этот факт значительно снизил возможности венгерского меньшинства влиять на политические процессы в стране. Теперь венграм необходимо искать новый способ для установления конструктивного взаимодействия с украинскими властями.
Таким образом наблюдается две противоположных тенденции. Украинская сторона пытается снизить влияние венгров. Венгерская община - наоборот. Именно желание объединить избирателей может являться мотивами венгерских политиков.
Хотя, справедливости ради стоит отметить, что межнациональные противоречия возникают не только в Берегово. Среди приходящих на ум за последний год можно перечислить иск МИД Украины в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины в связи с публикацией газетой "Карпаталия" (издается союзом венгров Закарпатья) статьи, где Закарпатская область обозначена венгерской территорией. Кроме того, широкой огласке была предана ситуация с изъятием властями Венгрии национальных паспортов, выданных жителям Закарпатья, поскольку их часто получали не этнические венгры, а украинцы с поддельными документами.
Кроме того, возникают противоречия и на высоком государственном уровне. Власти Венгрии постоянно заявляют о несоблюдении прав закарпатских венгров. Отдельным противоречивым вопросом межгосударственных отношений является украинский закон "Об образовании", подразумевающий использование только украинского языка в учебных заведениях страны. Отмена закона "Об основах государственной языковой политики" лишила венгерский язык статуса регионального. В ответ Венгрия блокирует все стремления Украины по вступлению в ЕС и НАТО.
Очень похоже на то, что страны так и не сумеют найти общий язык и имеющиеся противоречия будут только разрастаться. А ситуация с венгерской общиной даст не только "прилив крови" конфликту, но и повод заинтересованным политическим силам для усугубления имеющихся противоречий.