Офис президента против мэра Чернигова Атрошенко. Кто кого?
В Украине произошло резонансное политическое событие, усиливающее градус противостояние между Офисом президента и местным самоуправлением. Районный суд Львова отстранил на год от должности мэра Чернигова Владислава Атрошенко. Последний тут же записал видео, в котором во всем обвинил ОП. Теперь стороны ждут апелляционного решения, но каким бы оно ни было, очевидны две вещи: Офис президента на полных порах готовится к выборам 2023 года. Разбирались, кому боком выйдет черниговская история, пишет КTime.
Владислав Атрошенко – фигурант тёртый в украинской политике, при этом всегда демонстрирующий очень гибкий подход в выборе попутчиков. В разное время был в партийных командах Ющенко, Януковича, Порошенко и каждый раз, когда те были во главе Украины. А вот с Владимиром Зеленским такой синергии не сложилось. И наверняка не потому, что Атрошенко не пытался, а скорее потому что в президентской партии «Слуга народа» решили справиться со всем сами.
Но звездный час у «слуг» был только в шальном 2019-м, когда после победы Зеленского на президентских выборах нахрапом удалось завести монобольшинство ещё и в Верховную Раду. Уже в следующем году местные выборы «слугами» были частично проиграны. Напомним, партии Владимира Зеленского не удалось тогда победить на мэрских выборах ни в одном украинском областном центре.
С Черниговом у «слуг» тоже не сложилось. На выборах там уверенно победил Владислав Атрошенко, взяв почти 80% голосов избирателей, и он же сформировал большинство в горсовете со своей партией «Родной дом». Впрочем, контролем над Черниговом Атрошенко не ограничился и начал выстраивать союз с Виталием Кличко, а это уже была заявка совсем другого уровня.
При этом союз у Атрошенко с Кличко выходил очень крепкий. Так, на досрочные выборы по 206 округу, который остался пустым после загадочной смерти нардепа Антона Полякова, был согласован секретарь горсовета Чернигова Александр Ломако. Он как раз должен был идти от партии Кличко УДАР, хотя в горсовет Чернигова попал от партии Атрошенко «Родной дом» и по своей должности фактически сейчас - второй человек в городе.
Но выборы провести не успели – началась война. И черниговское направление в первые месяцы войны стало одним из главных, а сам областной центр оказался в полной осаде. Атрошенко еще 6 марта был представлен к государственному ордену «За мужество» III степени, и даже в какой-то момент могло показаться, что все разногласия остались позади. Но, откровенно говоря, и в Офисе президента вряд ли знали 6 марта, что их ожидает 7 марта, 8-го и так далее, а потому мотивировали всех. Напомним, в те дни власти объявили, что семьям погибших будет выплачиваться по 15 миллионов гривен единоразового пособия. Сегодня об этих космических цифрах даже не вспоминают. Поэтому выписать Атрошенко орден вряд ли было чем-то морально неприемлемым.
Куда показательнее стали другие примеры отношения ОП с Атрошенко. Так 2 июля он выложил в сети скрин документа от погранслужбы Украины, согласно которому мэру Чернигова запретили выезд за границу. К тому же, это был официальный выезд на конференцию в Швейцарию.
Дальше начались административные дрязги между Атрошенко и проверяющими органами, которые в СМИ по определению не могли вызвать ни малейшего интереса. Например, НАПК увидел коррупционную составляющую в том, что мэр Чернигова в начале войны отправил свою жену за границу на своём служебном автомобиле со своим же водителем. Дальше это дело было отправлено почему-то аж в Яворовский районный суд Львова и тот уже вынес поистине уникальное решение. Помимо административного штрафа в 6,8 тыс грн. – Атрошенко по официальной декларации долларовый миллионер, поэтому сумма тут для него точно смехотворна – суд еще и на год отстранил мэра от выполнения должностных обязанностей.
Именно в связи с отстранением от должности избранного лица эта история становится уникальным прецедентом. В Украине в общем-то не так много должностей, на которые выбирают, а не назначают. Собственно, только депутаты и мэры. При этом только мэры имеют доступ к реальным бюджетным ресурсам, а значит и умеренную независимость от центра, и традиционно при любой власти в их среде формируется наиболее оппозиционная фронда.
И вот, теперь Офис президента показывает механизм, как можно снять любого мэра в стране. При этом особо показателен повод, который предельно мелок даже для военного времени. Мэра обвинили в использовании служебного автомобиля и 200 литров бензина из городской казны. У того же Атрошенко очень богатая биография со всякого рода «схемами», о чем масса информации в сети. И с вероятностью в 100% в его жизни встречались поступки, которые трудно соотносятся с Уголовным кодексом. Но всё же очень трудно представить, что Атрошенко, эвакуируя свою жену во время войны в безопасное место на служебной машине, целенаправленно имел умысел еще и своровать 200 литров бензина.
Это не зафиксированная взятка, не компрометирующие записи разговоров, даже не визитка из Третьяковской галереи Москвы. Абсолютно все чиновники Украины, у которых хотя бы месяц был в пользовании служебный автомобиль, не используют его исключительно в рабочих целях. Такова пока украинская реальность.
Поэтому данное судебное решение - не столько персональное наказание Атрошенко, сколько сигнал всем остальным мэрам Украины и в первую очередь, конечно же, мэру Киева. Последний через Ассоциацию городов Украины, которую сам и возглавляет, уже высказал полную поддержку своему коллеге из Чернигова. Сам Атрошенко тоже записал видеообращение, где основные стрелки перевёл на Кирилла Тимошенко, упомянув его скандальную историю с «Поршем» и указав на угрозу демократии в Украине.
Военная ситуация в стране сейчас очень располагает к закручиванию любых гаек. Информационное пространство - зачищено. Партийные оппозиционные проекты, вроде ОПЗЖ- разгромлены, а национал-евроатрантически ориентированным силам, вроде «Европейской солидарности» Порошенко, не позволено то, что позволено ОП. Местное самоуправление сидит под постоянным прессом – Киев, Одесса, Днепр и вот теперь - Чернигов.
Но судя по последней активности, тот же Кличко намерен держать удар. Непонятно только, что сломается быстрее – болт или гайка. И не забываем, что остаётся еще фактор фронта, события на котором по-прежнему первичны по отношению к внутриполитическим раскладам в стране.