Почему Крым считают главным козырем Зеленского
Планы Украины провести военную операцию по захвату Крыма не отвечают интересам США, пишет The Guardian. Страх Вашингтона и европейских столиц перед эскалацией не дает им начать поставки Киеву артиллерийского оружия большой дальности действия.
В одном малоизвестном выступлении бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, которого считают близким союзником Владимира Зеленского, заявлял, что откат к ситуации, предшествовавшей 24 февраля, станет основой для возобновления переговоров между Украиной и Россией.
То есть Украине придется согласиться с тем, что вывод российских войск из Крыма среди предварительных условий не значится.
На прошлой неделе The Wall Street Journal опубликовал статью Джонсона, в которой он пишет, что, как неофициально признают многие дипломаты, принудительное возвращение Крымского полуострова под полный контроль украинской стороны сопряжено с риском.
С аналогичным предложением в статье для The Spectator выступил старейший дипломат США Генри Киссинджер. Он утверждает, что от России следует требовать только ухода с территорий, присоединенных за время военного конфликта, тогда как в отношении Крыма вести переговоры можно будет уже после прекращения огня.
Если на спорных территориях ситуацию урегулировать не удастся, Киссинджер допускает возможность проведения там референдумов о самоопределении с участием международных наблюдателей.
Утверждается, что Крым отличается от остальной Украины как исторически, так и этнически.
Путину так важно сохранить контроль над Крымом, что одна мысль о его потере может заставить его пойти на развертывание тактического ядерного оружия. Именно эта эскалация пугает и сдерживает Вашингтон и Европу.
Публично Украина выступает против прекращения огня при сохранении Путиным любой присоединенной с 2014 года территории. Зеленский говорил об этом тысячу раз, включая выступление на форуме Bloomberg New Economy в Сингапуре: “Простое прекращение огня не поможет. Пока мы не освободим всю нашу территорию, мирных переговоров не будет”.
Европейские дипломаты признают особый статус полуострова. Советское руководство передало его Украине только в 1954 году, и б?льшая часть его населения — русские, включая огромное количество ветеранов Черноморского флота.
Со времени присоединения там не проводилось объективных опросов общественного мнения. Утечка реальных результатов первоначального референдума 2014 года показала, что за присоединение к России проголосовала лишь треть населения. С тех пор экономика Крыма развивается вполне сносно, туда приехало около 300 000 россиян, а многие проукраинские активисты и крымские татары в очередной раз были вынуждены покинуть эти земли. Вот что заявила в прошлом месяце заместитель премьер-министра Украины Ольга Стефанишина: “Что касается населения Крыма, оно существенно отличается от того, что было восемь лет назад”. И все это время полуостров не покидал заголовков российских СМИ.