Танки Leopard: что из себя представляют, и смогут ли изменить картину на украинском поле боя.
Украине таки передадут немецкие танки Leopard 2. Пока что совсем немного, но в данном случае цифры как раз вторичны. Главное – создан прецедент, а еще главнее – отчетливо видно намерение США и их союзников насытить украинский фронт натовской бронетехникой современного образца.
О том, что Украина с вероятностью в 100% получит натовские танки, мы уже писали в самом начале нового года. Прецедент формально создал Макрон, пообещав Зеленскому передачу некоторого количество колесных танков AMX-10RC. Танки старенькие, и даже не совсем полноценные танки, но важным здесь было именно само словосочетание – «первые западные танки».
Затем к истории подключились британцы, пообещав Украине передачу уже полноценных основных боевых танков Challenger 2. Мы совсем недавно подробно разбирали эту тему. Challenger 2 – танк очень так себе, а 10 штук для войны подобного размаха даже военной поставкой сложно назвать. Более того, у Британии и танков этих совсем мало, что даже при жгучем желании не дает возможность ими насытить украинский фронт. Но главное здесь то, что это все та же история о прецеденте.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
И вот день Х таки настал. 10 января глава МИД Германии Анналена Бербок посещает Украину и едет со своим коллегой Дмитрием Кулебой вдруг не в Киев, а почему-то в Харьков. Город, где помимо прочего расположен завод транспортного машиностроения им. Малышева, выпускавшего до войны танки. И уже в Харькове Кулеба заявляет, что у него нет ни малейших сомнений в намерении Германии поставить Украине танки «Леопард».
Наконец, 11 января Владимир Зеленский едет во Львов, где у него проходит встреча с президентами Польши Анджеем Дудой и Литвы Гатанасом Науседой. И сразу же после этой встречи в канцелярии польского президента объявляется о намерении Дуды передать Украине немецкие танки Leopard 2 в составе танковой роты. Очевидно, что такое решение принимается не на уровне Дуды, а значит, все уже было согласовано ранее с немцами и американцами.
Танковая рота по натовским меркам – это всего 14 единиц. И понятно, что 14 «Леопардов» изменят конфигурацию на фронте точно так же, как 14 русских «Армат», если бы те появились где-то на Донбассе, то есть никак. Но опять же в данном случае речь стоит вести исключительно о не очень длительной дипломатической раскачке. От заявления Макрона о передаче первых полутанков до анонса Дуды с поставками уже лучших натовских танков проходит всего полторы недели. В этот же период времени уложилось намерение США поставить Украине БМП М2 Bradley, которые по своим характеристикам можно назвать почти танком. Тут видна сама тенденция. А она такова, что в Вашингтоне принято стратегическое решение поставлять в Украину современную бронетехнику. И очевидно, что если такое решение принято, то речь уже идет не о 10-20 танках, а о значительно большем их количестве.
Теперь пару слов о самом Leopard 2. Если коротко – то это вершина западного танкостроения. Однозначно лучший танк в странах НАТО, превосходящий по всем базовым параметрам американский M1 Abrams. И об этом говорят исключительно цифры и статистика. Из всех стран НАТО «Абрамсы» в Европе появятся только у Польши, и то по итогам контракта 2022 года. А немецкие «Леопарды» стоят на вооружении почти у всех стран НАТО, а также у значительной части операторов за пределами альянса.
На танковых биатлонах НАТО экипажи на «Леопардах» также неизменно занимают первые позиции. Это отличный танк по всем базовым характеристикам: «цейсовская» оптика с тепловизорами и лазерным наведением, автоматическая система управления огня, позволяющая вести прицельную стрельбу во время движения, очень экономный расход топлива, возможность вести бой в ночное время суток, мощная броня и такая же мощная 120-миллиметровая гладкоствольная пушка. Этот танк как модель на конкурсе красоты – всегда желанный для любой армии мира.
Другое дело, что танк по определению не может быть без изъянов, и у «Леопардов» они тоже имеются. Машина разрабатывалась еще в конце 70-х и заточена была для борьбы с советскими танковыми изделиями именно того периода. В плане «прокачки» ресурс Leopard 2 еще и близко не устарел, но все же Украине будут передаваться далеко не самые свежие модели 2А4, уступающие по базовым параметрам современным российским Т-90М и вполне сопоставимые с Т-72Б3, которые сейчас активно воюют на фронте.
Еще один нюанс – Leopard 2 практически не использовался в военных конфликтах. Немного присутствовал в Ираке, немного в Афганистане, но именно светился, а не принимал участие в непосредственных боевых рейдах. Зато единственная история реального военного применения «Леопардов» привела к большому конфузу. В начале 2017 года Турция – один из операторов «Леопардов» – применила танки в районе курдского города Эль-Баб и в ходе боев практически с партизанскими отрядами потеряла минимум 5 штук. И это только подтвержденные потери с турецкой стороны – курды заявляли о 10 уничтоженных «Леопардах». Что примечательно, два «Леопарда» были уничтожены советским ПТРК «Фагот», принятым на вооружение еще в 1970 году.
Эта небольшая история боевого применения свидетельствует о двух вещах. Первое – Leopard 2 никакое не вундерваффе, способное переломить ход этой войны. «Леопарды» уничтожаются старыми советскими ПТРК, подрываются на незамысловатых противотанковых минах, разбиваются артиллерией, менее совершенными танками противника, РСЗО и всей прочей номенклатурой вооружения. И второе – этим танкам нужны профессиональные экипажи. Изделие само по себе классное, но очень насыщенное электроникой и требующее понимания, как оно вообще функционирует. Сажать в «Леопарды» слабо подготовленные экипажи – это значит повторить бездарный курдский опыт турков.
Теперь о том, что «Леопарды» поменяют в этой войне. При текущих анонсированных поставках, понятное дело, ничего. Но все же очень вряд ли на Западе тужились, чтобы по итогу передать Украине только танковую роту «Леопардов». Скорее всего, к весне их должно стать по меньшей мере несколько сотен, иначе тогда вообще непонятно, для чего все эти жесты и анонсы проводились.
Несколько сотен танков с несколькими сотнями БМП – это уже заметно, но все равно… недостаточно. У России танки исчисляются тысячами, равно как и БМП, но танковых прорывов фронтов, как это было во Второй мировой, все равно не наблюдается. Война стала другой, и значение танков по-прежнему очень весомое, но далеко уже не первостепенное. В современной войне с гигантской номенклатурой поражающих инструментов от переносных противотанковых комплексов до ударной авиации средняя жизнь танка на передовой – это два-три боя. Затем следует или уничтожение, или повреждение, или банальная поломка. И в этом плане Leopard 2, стоимость 5,5-6 млн долларов за единицу – игрушка не самая оптимальная. Это все равно как таксовать на «порше» из салона.
И последнее. Вместе с массовой передачей натовских танков ВСУ Западу предстоит что-то решать с вопросом создания ремонтных баз непосредственно в Украине. Возить через всю страну после каждой поломки «Леопарды» обратно в Польшу не только значительно удорожает само их содержание, но и делает бессмысленной саму попытку победить с этими танками Россию на поле боя.
Источник: analitikaKT