Украина идет в наступление: три возможных сценария
Украина вне всяких сомнений попытается в этом году провести масштабное наступление на фронте. О нем постоянно говорят в Офисе президента, и о необходимости достижения победы Украины на поле боя также регулярно заявляют на Западе. Другое дело, что для стратегического наступления необходимо достижение ряда условий, без которых проведение успешной военной кампании по определению невозможно.
Недавно мы разбирали причины, почему РФ готовится к масштабному наступлению, а также три базовых сценария, по которым россияне могут пойти. И все же во временном диапазоне Россия более подготовлена к ведению длительной войны, нежели Украина. Безусловно, нужно учитывать и фактор «черных лебедей», вроде социальных бунтов или попытки государственного переворота в РФ, но все же, выстраивать свою стратегию победы над противником только на основе таких ожиданий опрометчиво. В ресурсном плане РФ может себе позволить вести позиционную войну, но даже она стремится ускорить процесс на поле боя, чтобы по итогу навязать мирный договор на приемлемых для себя условиях.
Украина в этом плане от России сильно отличается. Во-первых, именно на нашей территории идут боевые действия. И каждый новый день – это новые разрушения. Власти вынашивают планы восстановления Украины после войны, но для этого еще нужно победить, а также гарантированно получить ресурсы для масштабного восстановления.
Во-вторых, вся самостоятельная ресурсная база Украины в этой войне – это люди. Все остальное – ВПК, промпроизводство, финансовая кубышка и функционирующая экономика – отсутствуют. Да, внешний фактор складывается максимально благоприятно. США со своими союзниками масштабно вкладываются в поддержку Украины, а по сути, через ВСУ американцы ведут прокси-войну с ВС РФ.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
Но на дворе уже 2023. Издержки союзников растут. Это особенно отчетливо видно по номенклатуре поставляемого вооружения в ВСУ. Из советских образцов оружия, которые в своей массе уже во многом исчерпаны, идет постепенный переход к натовским изделиям. Пока в поставках превалирует «старье» из 60-70-х годов, но уже сейчас остро стоит дискуссия о поставках и новейших танков (хотя пока так и не договорились), и современных систем ПВО. А это стоит денег и очень больших. И западные союзники пытаются понять, изменит ли существенное удорожание стоимости войны что-то принципиально на фронте или же нет?
Для США эта война все же в первую очередь расчет ряда составных факторов – экономических и геополитических. Как только издержки превышают профиты или повышается угроза чего-то неуправляемого, вроде возникновения ядерного конфликта, – рассматриваются планы «Б» и далее по ситуации, как это уже было в случае с Афганистаном, а еще ранее с Вьетнамом. Война в Украине для США не представляет экзистенциальной угрозы. Власти Украины наверняка это осознают, а потому и стремятся на регулярной основе доказывать, что все влияния западных союзников не напрасны.
Теперь по условиям и сценариям возможного большого наступления Украины в этом году.
По условиям тут, в общем-то, все понятно. Для наступления должны быть подготовлены ударные штурмовые группировки с соответствующим военно-техническим оснащением. Но его проведение для ВСУ в 2023 году будет на порядок сложнее, чем это было годом ранее. ВС РФ не только провели мобилизацию, насытили фронт личным составом и начали готовить многоуровневую систему обороны. Но российская армия еще и сделала переоценку своих возможностей в этой войне, а значит, противник более реалистично оценивает и себя, и ВСУ.
И выделим основные сценарии, которые на наш взгляд могут быть реализованы Генштабом ВСУ в случае готовности к наступлению.
Сценарий 1. Большой стратегический прорыв к Азовскому морю.
Собственно, это самый желанный для украинской власти и очевидно читающийся сценарий. Прорыв ВСУ к Азовскому морю, рассечение армии РФ на две части и выдавливание ее в Крым на одном направлении, и в Донецкую область – на другом. ВСУ занимают Энергодар с атомной станцией, Мелитополь, Бердянск, а также все левобережье Херсонской области.
Реализация такого сценария стала бы военно-политической катастрофой для Кремля и триумфом для Офиса. Дальше уже можно или проводить переговоры на условиях Киева, или планировать дальнейшую военную кампанию, заручившись новой поддержкой западных инвесторов.
Плюсы этого сценария описаны абзацем выше. Но есть и минусы. Чтобы украинская армия прорвалась к Мелитополю и Бердянску – необходимо проводить очень крупную общевойсковую операцию с задействованием огромного количества человеческих и технических ресурсов. И это должны быть лучшие резервы ВСУ. Вчерашние мобилизованные такое наступление не проведут. Поэтому, если ВСУ в ходе такого наступления вдруг потерпят поражение (а в планировании боевых действий эту опцию тоже нужно вписывать), это может привести к обрушению всего фронта с непредсказуемыми последствиями для судьбы уже всей страны.
Сценарий 2. Оперативно-тактическое наступление с имиджевым занятием одного или нескольких городов.
Такими городами могут быть Сватово и Кременная. Или что-то на запорожском направлении, даже тот же Энергодар. Коренным образом такое наступление сам ход войны не изменит. Но Украина выиграет медийно, заручится дальнейшей поддержкой западных союзников, и вызовет деморализующие настроения в российском обществе. И еще один плюс такого сценария – в случае провала наступления отсутствуют риски обрушения фронта.
Из минусов реализации сценария отметим, что он не очень сильно приближает окончание войны. Да, и противник после потери одного или двух некрупных городов психологически очень скоро отходит. Россияне ушли и из Изюма, и из гораздо более крупного Херсона, но массовых бунтов в РФ после этого замечено не было.
Сценарий 3. ВСУ так и не проводят крупного наступления.
Это самый плохой сценарий для Украины, и одновременно это сценарий текущего дня. С ноября прошлого года украинская армия так и не проводит крупных наступательных операций на фронте. И опять же это не вопрос саботажа, а проблема свободных резервов и в целом возможности проводить наступательные операции. Когда нет ресурсной базы и сопутствующих факторов – проводить наступление невозможно. После последнего Рамштайна оружия у ВСУ прибавится, но хватит ли его для наступления (особенно с учетом того, что танки так и не дали), увидим в скором будущем.
Источник: Первый аналитический. КTime