Вы думаете, что аллергия – это болезнь? Считаете, что от нее не избавиться никогда? Слышали о том, что страдающие от аллергии меньше подвержены опасности заболеть раком? В общем, у вас есть вопросы? Специально для читателей газеты «Жизнь» заведующая аллергологическим отделением ДОКТМО Ольга Федорченко развенчивает все мифы об аллергии и дает грамотные советы.
Ольга Алексеевна, не секрет, что хоть только врачи и являются компетентными людьми в медицине, все равно каждый второй наш соотечественник считает себя мастером врачевания. Все что-то доказывают, спорят, советуют… Когда говорят об аллергии, к общему мнению, а точнее – знанию о том, излечима ли аллергия, не приходят. Что вы можете сказать по данному поводу?
В первую очередь, нужно уточнить, что по сути аллергия не является болезнью. Это – повышенная чувствительность организма к каким-либо факторам, чаще – внешним, иногда – к отдельным внутренним. Сам термин говорит не о болезни, а о состоянии организма. Каждый человек на планете хотя бы раз в жизни может перенести аллергическую реакцию. Аллергия – просто реакция организма.
С другой стороны, важно понимать, что у некоторых людей существуют постоянно повторяющиеся аллергические реакции на одни и те же факторы, например, на пыльцу амброзии. Ежегодно повторяющаяся аллергическая реакция на цветущую амброзию в виде определенных клинических симптомов получила название болезни – сезонный аллергический ринит.
Главное, что нужно понимать: вопрос о том, излечима ли аллергия полностью – абсолютно дилетантский и даже, на мой взгляд, неэтичный на современном этапе развития цивилизации и медицины. В терапевтической отрасли существует такое понятие: «Качество жизни – это правильно подобранные таблетки», потому что есть целый ряд состояний, неизлечимых на 100 процентов. Вопрос об аллергии часто задают, но почему-то никто не спрашивает о том же гастрите – ведь каждый знает, что, наевшись вчера того чего нельзя, сегодня страдает от того, что болит живот. Излечимо? Нет! Почему так спрашивают об аллергии? Потому что хоть раз в жизни испытав приступ удушья, человек приобретает невроз на всю жизнь – он панически боится еще раз это пережить и пытается найти тот курс лечения, который его убедит: «Все, ты здоров навсегда!». К сожалению, такого нет. Но вот то, что контролировать аллергические состояния можно и нужно, причем очень успешно, – факт. Есть спортсмены, футболисты с мировым именем, олимпийские чемпионы с бронхиальной астмой – это ведь о чем-то говорит?
Каким образом ваши специалисты лечат и контролируют аллергию?
В случае определения у пациента аллергической реакции, например, на амброзию, как правило, зимой мы начинаем специальный курс лечения, в результате чего вырабатываются антитела, «воюющие» против такой реакции. То есть мы подготавливаем человека к лету – сезону цветения растений и большой концентрации пыльцы в воздухе. Я популярно объясняю пациентам: «Мы накапливаем армию защитников, благодаря которым летом у человека аллергия проявляется в меньшей степени».
По сути мы лечим той же самой амброзией – аллергенами, которые в виде водного экстракта, выпускаемого разными предприятиями, в том числе и в Украине, используем для кожных тестов и потом в разной, постепенно повышающейся степени разведения вводим в виде инъекций. Это похоже на вакцинацию – те же аллергены, но в очень маленьком количестве, вводятся в организм для того, чтобы по определенной схеме (около 36 инъекций) провести поддерживающую терапию.
Далеко не все пациенты из-за привычной нехватки времени могут позволить себе частые визиты к аллергологу для получения инъекций. В таких случаях можно использовать аллергены, выпускаемые в виде драже или капель. В общем, каждый, кто хочет, найдет подходящий для себя вариант лечения и контроля. Другое дело, что инъекции могут быть чуть дешевле, но тут уже личное дело каждого. На сегодняшний день в аптеках есть все необходимое для лечения аллергических реакций, выбор достаточно большой. Но нужно помнить, что, как правило, большинство людей делает стандартную ошибку: они принимают различные противоаллергические препараты по рекомендации друзей, знакомых и соседей. А ведь для того, чтобы получить эффект от тех или иных препаратов, надо понимать, на каком этапе, что конкретно и в каком объеме следует принимать, в виде чего должен проявиться эффект и т. д. То есть волшебной таблетки нет – что-то выпил и здоров. В любой ситуации пациент должен прийти к доктору. И участковый, и семейный врач в состоянии отличить гайморит от сезонного насморка, следовательно, они могут порекомендовать наиболее подходящее для данного пациента, конкретного случая лечение с учетом всей медицинской карты пациента и т.п.
В обществе существует мнение, что у страдающих от аллергии меньше шансов заболеть раком. Так ли это?
Очень дорогостоящие и трудоемкие эпидемиологические исследования на данную тему у нас не проводились. Сегодня существует так называемая доказательная медицина, в рамках которой проводятся исследования, позволяющие ответить на подобные вопросы. Но сказать, насколько распространена онкопатология у лиц, страдающих аллергическими заболеваниями, я не могу, поскольку таких клинических и эпидемиологических исследований не было. Другое дело, что, исходя из своей личной врачебной практики, могу сказать: среди людей, страдающих одной патологией, реже встречаются онкобольные.
Правда ли то, что страдающие от аллергии именно на амброзию обязательно подвержены аллергии и еще на что-то конкретное? Если да, то на что именно?
В нашей области аллергическая реакция на амброзию очень часто сочетается с реакцией на пыльцу подсолнечника и полыни. Есть еще неполное, но перекрестное сочетание с пасленовыми – поэтому нужно быть аккуратнее с помидорами и баклажанами, а также бахчевыми, любыми фитопрепаратами. Не стоит проводить зимой и медовый пиллинг в бане, если летом у вас обостряется поллиноз – сезонное заболевание, причиной которого является аллергическая реакция на пыльцу растений.
Благодарю за интервью, Ольга Алексеевна!
Спасибо и вам за возможность донести до читателей важную информацию! Желаю всем здоровья и веры в свой организм и врачей!
Александр Коваленко