Возрождение в определенной части населения украинских земель того времени исторической памяти, проявившейся в первую очередь в желании не только погрузиться в прошлое своего народа, но и возродить его в некоторой мере – даже жить им, дало толчок для развития областей знаний, отображающий разные стороны быта украинского народа. Так появлялось освободительное движение. Его главным центром в девятнадцатом веке стал Харьков.
Определяя компоненты идентичности, украинская интеллигенция сделала акцент на некоторых чертах своей этнической общности: этнографии, языка, истории, литературы, одежды. И можно сказать, что сейчас национальная украинская одежда становится очень популярной. Вышитые сорочки для мужчин http://dibrova.com.ua/men/vyishivanki/ присутствуют в гардеробе у многих, ведь это не только дань моде, но и патриотизм.
Николай Цертелев – первый почитатель и издатель сборников украинской народной поэзии. По происхождению он грузин. В 1819 году в Петербурге им был опубликован сборник украинских песен. В предисловии подчеркивалось, что песни отображают мораль и народный дух. Вывод Н. Цертелева перекликался с признанием Мицкевича, что украинцы – самый музыкальный народ.
Романтиками прославлялся народ, его культура, как проявление самобытного духа. Ими доказано, что народное творчество – главный источник для литературных произведений. Культура всех народов бесценна и с ее помощью пополняется духовное богатство света. Увлечение интеллигентов-романтиков украинскими народными песнями, мудростями, сказками побуждало их к организации экспедиций, чтобы, общаясь с местными исполнителями, записывать их творчество и доносить до образованной публики. Постепенно развивалась обработка и популяризация фольклорных произведений, осуществлялся их научный анализ.
В тридцатых годах в Харькове в виде трех отдельных изданий выпустили фольклорный сборник, называвшийся «Запорожская старина». Ее автор – профессор И.Срезневский. Он адресовал свое произведение тем, кто хочет знать нравы и обычаи запорожцев. Им была осознана его задача – пробуждать украинское национальное самосознание. Это было одно из первых изданий в защиту украинского языка. Ученый призывал к его применению во всех отраслях науки. По словам ученого, не надо сомневаться в том, что украинский язык существует.
Этнографические материалы использовались для доказательства тезиса, что украинский народ в привычках, быту, одежде и верованиях имел множество принадлежащих только ему черт.