Эмоции – плохой помощник при анализе любого общественного процесса. Украинская политика не была и не станет здесь исключением. Хочу задаться несколькими вопросами, ответы на которые помогут реально посмотреть на ситуацию в нашей стране.
Есть ли в правительстве и президентской администрации календари? Если да, то почему скандальное распоряжение о приостановке подготовки Соглашения об ассоциации обнародовано именно в тот день, когда 9 лет назад на Майдане были установлены первые палатки. Головотяпство? Коллективное помешательство с претензией на политическое самоубийство? Сомневаюсь.
Почему в парламенте нарочито прокатили все законопроекты о выезде заключенных на лечение за границу? Принятие даже одно из них в первом чтении позволило бы сделать ситуацию менее напряженной, но при этом Европейский Союз хуже воспринимал бы аргументы украинского руководства. Образцово-показательное уничтожение этих инициатив имело нужный эффект, ведь произошло на глазах у Кокса и Квасьневского.
Неужели стратегический курс страны можно изменить одним распоряжением правительства? Существует принятый в 2010 году закон «Об основах внутренней и внешней политики», в котором евроинтеграция обозначена в качестве стратегического приоритета внешней политики. К тому же правительство не предпринимает действий без согласования с главой государства, а контролирующую функцию в нем выполняет министр юстиции Елена Лукаш – доверенное лицо Виктора Януковича.
Почему на авансцену вышел Юрий Бойко? Вице-премьер Бойко известен своим активным участием в решении энергетических проблем Украины. Правда, с приходом на пост профильного министра Эдуарда Ставицкого поставки газа из Европы стали реальностью. Зато Юрий Анатольевич считается специалистом по переговорам с «Газпромом», поэтому его объяснения относительно «разворота на Россию» были особенно четкими.
Почему Евромайдан стал неожиданностью для оппозиционеров? Хотя лидеры оппозиционных фракций и Юрий Луценко в качестве носителя опыта Майдана вчера пришли к неравнодушным киевлянам, их основной мэссидж был «Собирайтесь 24 ноября». Надо сказать, что оппозиционерам теперь можно особо не стараться: решение правительства подтолкнуло многих сомневающихся и колеблющихся. Но единой стратегии действий у оппонентов Януковича сегодня нет, что неудивительно при отсутствии единого центра принятия политических решений оппозиционерами.
Стала ли трагедией отмена визита Штефана Фюле в Украину? Нет, поскольку из Брюсселя до Вены, где с двухдневным визитом находится Виктор Янукович, добраться проще.
P.S. Не спешите хоронить перспективы евроинтеграции Украины – желающих сделать это хватит и без вас.
Евгений Магда
inpress.ua