Самый интересный вопрос в конце каждого года в Украине это – примут ли бюджет? Спрогнозировать его доходы в наших скорбных обстоятельствах можно весьма условно, поскольку страна и ее хозяйственная жизнь существенно изменились, процесс перемен далек от завершения, неизвестно чем закончится, но граждане активно готовятся к худшему.Что касается трендов в реальном секторе, внешней торговле, спросе, ценах на закупаемые энергоносители, загадочной денежно-кредитной и налоговой политике, то сегодня о них в приличном обществе говорить не принято, т.к. тема может вызвать матерные эпитеты.
Однако административная жизнь кипит, президентские выборы проведены, обицянки розданы, новые люди расставлены, соглашения подписаны, кредиты давно получены, стартовала новая парламентская клоунада, равнение на «європейське майбутнє» пока неизменно, и это значит, что хоть какой-то условно-приблизительный бюджет нужно нарисовать, а главное исполнить.
По сложившейся традиции, главная роль в деле наполнения казны, у нас отводится не плательщику, который является той самой курицей, несущей золотые яйца, и которой для этого важного процесса нужны условия, а мытарю, который с помощью силы и хитрости должен отнять часть заработанного. И если бы общество видело что власть несет перед ним ответственность (хотя бы по понедельникам), страна имеет свой образ будущего, рождаемость граждан превышает смертность, услуги образования, медицины и ЖКХ становятся доступнее и качественнее, СМИ меньше врут, заводы, мосты и дороги строятся, уровень жизни в среднем по стране растет, то и налоги платились бы охотнее.
Но в реальности, каждый последующий год хуже предыдущего, каждая новая власть хуже предыдущей, территории потеряны, казна пуста, долги огромны, одна часть бедного народа люто ненавидит другую, за полгода непонятно во имя чего погибли тысячи граждан продуктивного возраста, разрушены города и предприятия, общество стало более дремучим, демонстрируя лишь умение скакать и красить заборы, а в руководстве страны все те же «милые лица», которые принимают еще более абсурдные и жестокие решения.
И в этой непростой ситуации, нам представлен новый правительственный креатив в виде налоговой реформы, напоминающей авантюру с неизвестным результатом.
Премьер откровенно шантажировал Раду тем, что без принятия этого реформаторского пакета законов, правительство не будет подавать бюджет. Действуя в лучших традициях меркантилистской этики, он неистово верит в свободный рынок, не взирая на системный мировой кризис, падение совокупного спроса, запредельные долги, и отсутствие кредитования. Его популистские речи приправлены конъюнктурной националистской риторикой, а гневные взгляды и мхатовские паузы в контексте махровой внешности смотрятся скорее комично, нежели убедительно. Понятно, что суетливость с подготовкой проекта реформ, больше предвыборный пиар временщиков, чем осмысленные действия государственных мужей. Таким образом Арсений Петрович готовит не только прикрытие своей пятой точки, на тот случай если страна не увидит проекта бюджета 2015 в текущем году, но и демонстрирует бурную деятельность в качестве причины быть избранным в новую Раду.
Но пиар пиаром, а это «жжж..» наверху неспроста. Поскольку там заговорили о налогах, реформах, и рисуют немеряные поступления в новый бюджет, то значит, грядут очередные «покращення».
Дело в том, что подписанием соглашения с ЕС деятельность отечественных фискалов развивается в духе директив ЕС (№112, об общей системе НДС, и пр.), указаний МВФ, и под чутким руководством наиболее продвинутых в вопросах западной демократии советников. Но, как правило, наши евроатлантические «друзья», ретранслируют свои "хотелки" на нашу почву без понимания и учета ее многострадальной специфики, а также наших интересов. Как впрочем, во всех развивающихся регионах мира, куда дотянулась рука МВФ.
Это у них там высокая налоговая культура, а у нас суровая реальность повседневной хозяйственной жизни, и богатый опыт общения с налоговыми органами.
Оценивая детище правительства, бездельники во власти говорят о том, что это колоссальный шаг навстречу бизнесу и новое слово в борьбе с налоговыми ямами и обналом, практики бизнеса говорят о том, что взятки теперь придётся давать не только налоговой, но и казначейству, а финансисты о том, что придется бросать бухгалтерию и переквалифицироваться в управдомы.
Однако мало кто во власти думал о том, какой вообще должна быть оптимальная структура народного хозяйства и собственности в Украине, а также какая оптимальная система налогообложения. Налоговая реформа не может проводиться отдельно от всего комплекса социально-экономических реформ, поскольку заложенные в нее положительные элементы будут нивелированы отсутствием нужных условий и законов. Есть сомнения, что люди готовившие изменения в налоговый кодекс, учитывали всю сложившуюся сегодня в стране ситуацию, которая мягко говоря, немного не отвечает условиям для проведения налоговых экспериментов:
- расширение базы налогообложения физлиц на фоне значительного повышения тарифов ЖКХ, роста цен на продукты питания, потребительские товары, транспорт, увеличения задолженностей по зарплате, резкого роста безработицы, не просто приведет к критическому падению уровня жизни населения, а с учетом последних событий, и того что у народа на руках немало оружия и есть некоторый боевой опыт, сделает ситуацию взрывоопасной;
- налог на недвижимость предприятий и организаций может очень больно ударить по тем из них, кто отягощен простаивающими и пустеющими в условиях кризиса площадями. А таких немало. Что в итоге может обернуться катастрофическими последствиями;
- использование специальных НДС счетов, так как прописано в реформе, будет связывать часть оборотных средств предприятий, что в условиях их острой нехватки, а также падения совокупного спроса и отсутствия нормального кредитования, чревато значительным снижением объёмов хозяйственной деятельности;
- перевод аграрного сектора в режим обычной уплаты НДС, по подсчетам специалистов, и тех же аграриев приведет к десяткам миллиардов потерь в отрасли, лишая конечный продукт конкурентных преимуществ;
- снижение ставки налога на прибыль с 18% до 10%, вряд ли привлечет инвестиции, учитывая растущее количество предприятий показывающих убытки по итогам периода. Зато компенсация этого снижения введением налога на основной капитал в размере 1%, вызовет большое недовольство тех, кто балансирует на грани убытков;
- налоговая реформа наверняка заставит банки увеличить кредитные и снизить депозитные ставки, а инвесторов - приостановить текущие и новые проекты;
- реформа не предусматривает качественного изменения администрирования налоговых платежей, а количество отчетных документов и завышенные плановые показатели поступлений в бюджет, будут порождать коррупцию со стороны налоговых органов и желание уйти в тень со стороны бизнеса;
- Снижение ЕСВ точно не решит проблему дефицита ПФ, а скорее усугубит ее, возможно требуя еще большего ужесточения пенсионного законодательства.
В целом, у государства и правительства, кроме плана выкопать ров на восточных границах, и переименовать десяток улиц, нет внятных реалистичных целей, нет программы развития, нет ответственных людей во власти, которым бы хоть немного доверяли, а есть лишь богатый бекграунд из коррупционных скандалов, пустопорожнего популизма, неудач и непрофессиональных решений.
И какие «своевременные» и «хорошие» налоговые реформы они нам предлагают?
Как отреагирует на это бизнес, тоже понятно - он либо еще больше уйдет в тень, или вообще свернется.
Известный перуанский экономист Эрнандо де Сото в своей книге «Другой путь» хорошо показал, как действия правительства его страны вынуждали население игнорировать законы, мешающие людям просто жить и удовлетворять свои потребности. Также он впервые дал наиболее точное, для современной ситуации, определение теневой экономики - это стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс. «Когда законность является привилегией тех, кто обладает политической и экономической властью, исключенные из этого числа бедняки и обедневший средний класс, не имеют другого выбора, кроме беззакония. Законная система, как правило, создана для обслуживания тех, кому живется и так неплохо, и угнетения остальных путем превращения их в постоянных изгоев общества. Абсурдна она потому, что система такого типа сама себя обрекает на слаборазвитость. Она никогда не будет прогрессировать, ее удел — медленно тонуть, захлебываясь в собственной неэффективности и коррупции». Учитывая накалившуюся ситуацию, стихийная и творческая реакция народа в Украине может иметь более тяжелые для власти и элиты последствия.
Проводить налоговую реформу следует, понимая какое государство и экономику мы строим, и в контексте со всей экономической и денежно-кредитной политикой.
Сегодня мир стоит на гране войны, количество горячих точек зашкаливает, происходят глобальные политические трансформации, формируются новые центры силы и территориально-экономические союзы, а наша страна находится на грани развала. В этих условиях, действия правительства должны быть направлены на концентрацию государственной власти, установление мира и спокойствия, с целью обеспечения общественной безопасности, сохранения стабильности, смягчения последствий мирового кризиса, защиты внутреннего рынка и внутреннего производителя.
Давайте порассуждаем о том, что могла бы сделать разумная и ответственная власть, для предотвращения надвигающейся катастрофы?
Во-первых, начать мыслить целостно и системно, оценивать реально, строить планы консервативно.
Во-вторых, наладить конструктивные и добрососедские отношения с главным экономическим партнером – Россией.
В-третьих, перейти к стратегическому государственному планированию через пятилетние планы, внедрить систему проектирования и создания экономических кластеров.
В-четвертых, вернуть в госсобственность и взять под особый контроль и управление все стратегические, инфраструктурные и системообразующие предприятия, которые в условиях кризиса должны обеспечить стабильность работы в системе, и социальное спокойствие.
В-пятых, увеличить долю государства в банковской сфере, и ввести прямое целевое государственное кредитование отечественной промышленности, сельского хозяйства, и важных инфраструктурных проектов, с проектной эмиссией денег, провести необходимые для этого реформы в денежно-кредитной и налоговой сферах.
В-шестых, ввести комплекс действенных протекционистских мер направленных на обеспечение защиты национального производителя и внутреннего рынка от экспансии импорта, особенно по тем категориям товаров и услуг что могут производиться внутри.
В-седьмых, ввести систему народного контроля на госпредприятиях, и в организациях, а также ужесточить наказание за халатное отношение к своим обязанностям, и злоупотребление служебным положением в корыстных целях, вплоть до высшей меры.
В-восьмых, дать возможность самозанятым, малому и среднему бизнесу, спокойно трудиться, максимально упростив регистрацию и налогообложение, содействовать развитию артельного и кооперативного движения.
В-девятых, предоставить больше прав и ответственности территориальным общинам.
Список можно продолжить, однако учитывая сложившуюся за годы «независимости» компрадорскую элиту, реальность таких действий маловероятна. Так что скорее всего, ситуация будет ухудшаться, вплоть до более серьёзных социальных потрясений, и полного развала нынешней формы государства.
inpress.ua