Война убивает нацию «вне войны»
Война превратилась в двигатель смерти, механизм которого постоянно заводит президент и его окружение. Характерно, что война убивает и не на фронте.
В своей статье «Оружейные бароны» я уже писал о том, что с начала событий на Донбассе количество нелегального стрелкового оружия в стране увеличилось в два раза.
Поток оружия из зоны ООС доставлялся просто в обычных почтовых посылках. В итоге в тылу оказались не только пистолеты и автоматы, но и мины, гранаты, пулеметы и даже ПЗРК. И конечно, все это начинает взрываться и стрелять уже вне Донбасса.
«Статистика уголовных правонарушений и последствий применения не пистолетов, не гладкоствольного охотничьего ружья, а тяжелых боеприпасов в виде гранат – впечатляет», – говорит главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Он убежден, что «если не каждый второй, то каждый третий защитник Украины приехал с войны с оружием».
За четыре года в нашей стране зарегистрировали 12137 случаев преступлений с использованием нелегального оружия.
Подсчитать точно, сколько оружия находится на руках, невозможно, а эксперты осторожно говорят, что около миллиона, и изымать его будут в течение ближайших 50 лет при качественной работе правоохранителей. Так что Порошенко и его война оставили «хорошее» наследство.
Еще одно наследство – это посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), или «синдром АТО».
Компетентные люди осознают, что государственной системы психологической реабилитации и социальной адаптации ветеранов войны как таковой в нашей стране не существует. В 90% – это самореабилитация через водку, наркотики и бытовые скандалы.
В Украине почти 400 тысяч человек считаются ветеранами войны (участниками боевых действий) в Донбассе, из них каждый второй нуждается в адекватной психологической службе даже для того, чтобы контролировать наличие и развитие признаков ПТСР.
Но сегодня на 250 тысяч военных в армии 632 психолога, большая часть из которых сидит в Киеве и им «до лампочки» перспективы ПТРС.
А говоря о судьбе выделяемых денег, Матиос рассказал, что «в Минсоцполитики к этой весне не прописали порядок освоения денег для реабилитации военных. В прошлом году около 40 млн. гривен они списали на… ортопедические стельки. Поскольку средства не были освоены, на этот год дали вдвое меньше».
Кстати, в проекте госбюджета-2019 финансирование Министерства ветеранов не предусмотрено.
А вот данные Главной военной прокуратуры.
За четыре года из 2700 небоевых безвозвратных и санитарных потерь 891 случай – болезни, 318 – ДТП, 177 – несчастные случаи, 175 – отравление (алкоголем, наркотиками), 172 – неосторожное обращение с оружием, 101 – нарушение мер безопасности, 228 – убийства, 615 – самоубийства (в том числе в зоне ООС – 282). И самое главное – только треть самоубийств совершены в зоне ООС, во время несения службы. Остальные – после возвращения в пункты постоянной дислокации на восстановление.
Сдвигов как не было, так и нет, пока, по признанию Матиоса, после изучения опыта Израиля в ВСУ лишь провели курсы для 100 офицеров по вопросам определения симптомов ПТРС, а психологи нужны в каждую роту. Причем не в Киеве, а в окопах. Но с нынешней властью этого явно никогда не случится.
Война убивает нацию «вне войны». Об этом, в первую очередь, должен заботиться наш президент, раз уж решил раскрутить свою предвыборную кампанию за счет мнимой поддержки армии. А пока что я вижу только напыщенную пиар-компанию в попытке удержаться за власть.
Krasyuk Yuriy