В ожидании отмены военного положения
Завтра, 26 декабря, подходит к концу 30-дневный срок военного положения, введенный по инициативе президента Украины П.Порошенко после инцидента в Керченском проливе. Согласно данным социологического опроса, две трети граждан страны поддержали идею военного положения, но большинство придерживались мнения, что решение Порошенко вызвано лишь его собственным желанием отсрочить дату предстоящих президентских выборов. Именно по этой причине в обществе назревает вопрос – сдержит ли президент все свои обещания и откажется от идеи продлить ВП или нет?
В 10 областях Украины, где было введено военное положение, граждане не могут сказать, что их жизнь «кардинально» изменилась. Да, часть общества испытывала психологический дискомфорт, нервничала, занималась прогнозами дальнейшего развития ситуации в стране, но в сущности признаков военного положения было крайне мало. Например, украинские госучреждения перешли на режим повышенной готовности, негативно отреагировал и рынок ценных бумаг. Порошенко, как и обещал, не ущемил население в его конституционных правах и как только мог отвлекал внимание украинцев на не менее важные события в жизни государства. Это увеличение тарифов на газ и тепло, объединительный собор православной церкви, скандальный закон о переименовании УПЦ МП в «Русскую православную церковь в Украине», который позволяет обвинить ее в сотрудничестве с агрессором, а также утверждение государственного праздника 1 января — дня рождения Степана Бандеры. Все указанные события активно публиковались в СМИ и имели общественный резонанс. Видимо так выглядит военное положение по-украински в условиях, когда война не простая, а «гибридная».
Несмотря на отсутствие провокаций на Донбассе или в приграничных районах Украины, Порошенко за 30 суток все же успел добиться успеха в ряде политических задач. Он смог избавиться от протестного электората в регионах, нелояльных действующей власти, а также не забывал поддерживать «военный психоз» в обществе, формировать угрозу войны в умах граждан, чтобы продлить военное положение на неопределенный срок и укрепить личную власть. А заявления приближенного президенту секретаря СНБО А.Турчинова о повторной отправке кораблей ВМС Украины лишь подтверждают намерения украинского руководства продолжать информационную эскалацию.
Складывается впечатление, что Порошенко стремится выглядеть в глазах собственного народа в облике единственного защитника страны от агрессора и хранителя государственного суверенитета. А иначе, зачем держать своих граждан в предвоенном напряжении, ежедневно с экранов телевизоров говорить об угрозе вторжения в Украину? Ведь если угроза войны и «отражения агрессии» постоянно обсуждается в мировом информационном пространстве, даже если срок военного положения истечет без обострений, получается Петр Алексеевич все равно намекает на возможную будущую провокацию или грандиозный скандал.
Неизвестно, будет продлено или ужесточено военное положение в Украине. Пока, очевидно лишь одно – украинское руководство последовательно проводит политику авантюры, направленную сохранение у власти действующего президента.
Богдан Коваль