Войну в стране нельзя остановить с такой же легкостью, как в офисе
Я редко упоминаю об этой войне. Это большая беда для любого нормального человека. Который при памяти
У меня спросили: «Вы почему-то никогда не упоминаете одну важную деталь в окружающем нас мире. А именно - военные действия, что идут в непосредственной близости от нас. Если иногда не спишь от этого - что тогда?» Да. Я редко упоминаю об этой войне. Это большая беда для любого нормального человека. Который при памяти. И вдвойне беда для любого нормального бизнесмена, потому что, кроме обычных причин здорового человека «почему война – это плохо» у бизнесмена под ударом еще и бизнес, а это тонко настроенная сфера, и здесь без разницы, сколько до войны километров – если у вас в доме пожар, то не сильно важно, что именно горит – комната бабушки или спальня ребенка, вряд ли вы сможете на кухне невозмутимо кушать борщ или торговать в лавке на нижнем этаже. Но это – при бизнесмене здорового человека.
Повторю то, что говорю уже пять лет: страшная беда прямо у нас в доме. Насчет не упоминать – да. Не все об этом говорят вслух, и не все говорят, если как-то пытаются помочь остановить это безумие. Пытаются, да. Помогают, да, чем могут. И молчат. Были те, кто помогал большим, чем мог. Они надорвались и их помощь прекратилась, но не прекратилась война. Были те, кто помогал громко. Они накричались, наделали селфи, накрасовались, проставили себе плюсов в публичную карму, лайкнули себя, репостнули, и потеряли интерес: мода прошла, фан прошел, не прошла только война. Поэтому да – мне ближе те, кто молчат, за этим молчанием нередко что-то есть.
Но.
Помимо войны снаружи у бизнесмена часто есть еще одна печаль, которая не дает спать уже на приземленном, локальном уровне: война внутри его бизнеса. Чужие против своих. Свои против своих. Соучредители против соучредителей. Маркетинг против сбыта. Сбыт против производства. Все против всех и т. д. Вариантов – масса. И все это крутится вокруг вас каждый день, но под ковром, чтобы вы ничего не знали, но вы знаете все равно, потому что видите, как эта война превращает основанный вами бизнес в труху. И вот тогда-то вы плохо спите уже всерьез. И не иногда, а хронически. И что с вот этим всем делать – вопрос более будничный.
А вариантов всего два: а) ничего не делать, или сделать вид, что этого нет, или прикинуться что вы слишком заняты для таких мелочей, и тогда фирма быстро пойдет ко дну, и не думайте, что она не потянет вас за собой. б) «Вчера белые выбили нас из леса. Сегодня мы выбили белых из леса. А потом пришел лесник и всех разогнал».
Второй вариант – стать этим лесником, взять дрын и этим дрыном всех расшугать. То есть - раз ты овнер, то возьми и сделай с этим что-нибудь. Обычно это получается – ситуации, когда все запущено настолько, что не поддается дрынотерапии, редки. Чаще случается, что у овнера нет уверенности или сил, или мотивации навести порядок у себя в рядах. Но здесь – вопрос воспитания. Потому что настоящие ряды - это те ряды, которые вы вырастили в наглаженных рубашечках, в одинаково повязанных галстуках, одинаково надвинутых пилотках, под развевающимся знаменем совета дружины, под барабанный бой и горн, играющий сигнал «слушайте все». Только в таких рядах не будет офисной войны. А если ряды не такие, то виноваты вы: сами распустили, недокрутили гайки, получайте на выходе хаос и тотальную бойню, в которой никого не жалко.
Офисная война поддается купированию, если учредитель не фальшивка, обладает харизмой и авторитетом. Но печаль в другом. Даже если вы остановите войну в вашем бизнесе, вы не остановите войну в Украине. Вот что страшно. Вы можете остановить любые войны на своих предприятиях. Жаль, что не в вашей власти остановить войну в стране с такой же легкостью. Это вам не по силам. И то, что она длится уже пять лет, считанные войны в истории длились столько, подтверждает: здесь вы бессильны.
Неудивительно, что вы плохо спите.
Дмитрий Томчук